Сюжеты · Общество

Артем Чайка должен подсудимому 4,6 млрд руб?

Фамилия сына генпрокурора названа в Тверском суде

Фото: РИА Новости
обновлено 27.10.17
Тверской суд выпустил мать грудного младенца из СИЗО под домашний арест. За нее вступились омбудсмен и замгенпрокурора. Причем ходатайство в суд вносил следователь, который 5 дней назад настаивал на помещение в СИЗО. Подробнее
Сережа родился 15 сентября 2017 года. Маме мальчика, 39-летней Екатерине Красникиной, пришлось делать кесарево сечение, женщина потеряла много крови. А на 38-й день жизни Сережи, 23 октября, младенца лишили мамы. Тверской суд Москвы удовлетворил ходатайство следователя Главного следственного управления МВД, полковника Олега Сильченко и отправил женщину в московский следственный изолятор № 6.
С 5 сентября Екатерина Красникина была под домашним арестом. Поводом к изменению меры пресечения стало то, что 12 октября Екатерина с разрешения следователя повезла сына в перинатальный центр для сдачи анализов и медицинского осмотра. Но когда возвращались домой, попала в пробку и просрочила время, отведенное следователем на посещение лечебного учреждения.
Екатерина Красникина в день суда

Мама

— Катя с отличием окончила юрфак Челябинского госуниверситета, — рассказывает Надежда Николаевна, мама Екатерины, которая помогает дочери ухаживать за внуком. — Сразу уехала в Москву. Работала юристом, потом директором предприятия…
За 15 лет накопила на скромную квартиру почти у МКАД. Личную жизнь так и не устроила. Решила родить. Не думала, что появление на свет малыша омрачится уголовным преследованием.
— За день до того, как мы повезли Сережу в больницу, у нас до самой ночи проводили обыск. Пришли вчетвером и еще привели двух девушек-понятых. Часов шесть они у нас провели, ушли ближе к полуночи… Забрали кредитные карты, телефоны. Даже мой телефон унесли, — рассказывает Надежда Николаевна. — А 13 октября меня вызвали на допрос в Газетный переулок. Я так и не поняла, что от меня хотят…. Но в этот день я узнала, что моя кредитная карточка тоже заблокирована. А Сереженьке нужны специальные препараты, нужны продукты питания без лактозы. На все это требуются деньги. Катины карточки-то давно заблокировали. А теперь вот и мою арестовали. Сереженька-то в чем провинился?
За несколько дней до рассмотрения в Тверском суде ходатайства следствия об изменении меры пресечении Екатерине Красникиной Надежде Николаевне позвонили из органов опеки и сообщили, какие необходимо представить документы для оформления опеки над внуком.

Обвинение

Екатерина Красникина — фигурант уголовного дела, возбужденного 28 июня по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата, совершенная группой лиц и в особо крупном размере). Кроме Красникиной обвинение предъявлено еще двум бывшим генеральным директорам ООО «Нерудная компания «Бердяуш» — Дмитрию Супруну и Владимиру Гаце, занимавшим эту должность до Красникиной и после нее. Четвертый фигурант уголовного дела — заместитель гендиректора компании по экономике Елена Дорожевич. Супрун, Гац и Дорожевич уже находятся в СИЗО. При этом, по сведениям наших источников в МВД, в качестве организатора растраты следствием подозревается Сергей Вильшенко, основатель ООО «Нерудная компания «Бердяуш», контролировавший компанию до февраля 2014 года (Вильшенко владел ООО «Омега», на которую были оформлены 95% доли в ООО «Нерудная компания «Бердяуш»).
Следователи уже установили, что после возбуждения уголовного дела Вильшенко покинул Россию на автомобиле, выехав в Казахстан. В настоящее время он объявлен в федеральный розыск. Следствие располагает информацией, что Вильшенко обосновался в Греции, где ему удалось получить гражданство.
По версии следствия, в 2012—2014-х годах преступная группа под руководством Вильшенко, в которую входила в том числе и Екатерина Красникина, похитила путем растраты 146 миллионов рублей, переводя деньги по коммерческим договорам о поставке товаров и оказанию услуг со счетов НК «Бердяуш» на счета ООО «СтройКомплект», ООО Русская промышленная компания, ООО «ПТК «Уралснабкомплект». Следствие не смущает, что Вильшенко де-факто «растратил» свои собственные деньги, поскольку на момент совершения деяния именно он контролировал компанию «Бердяуш».
В феврале 2014 года произошла смена собственника ООО «Нерудная компания «Бердяуш», единственным учредителем компании стал Артем Чайка, старший сын генерального прокурора России. Сделке предшествовала аудиторская проверка, которая не выявила каких-либо серьезных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности компании.
Однако через три года, летом 2017-го, топ-менеджеры компании, которая к тому моменту целиком принадлежала Артему Чайке, инициировали уголовное дело в отношении Вильшенко и бывших менеджеров НК «Бердяуш», обнаружив в компании растрату, совершенную еще в 2012—2014-х годах.
Что интересно, ни Чайка, ни менеджеры его компании даже не пытались предъявить иски фирмам, которым ООО «Нерудная компания «Бердяуш» перечислила 146 миллионов рублей. В картотеке арбитражных судов нам не удалось отыскать иски к ООО «СтройКомплект», ООО «Русская промышленная компания» и ООО «ПТК «Уралснабкомплект». Но мы обнаружили два судебных решения (по делам № А40-100589/15-180-791 от 31 августа 2016 года и № А40-100716/15 от 23 сентября 2015 года), обязывающих компанию, контролируемую Артемом Чайкой, выплатить компании, контролируемой Сергеем Вильшенко, 153,3 миллиона рублей и 20,5 миллиона рублей.
Вернемся к уголовному делу о «растрате». Красникина, Супрун, Гац и Дорожевич сегодня находятся в СИЗО. И это притом что еще 16 ноября 2016 года пленум Верховного суда России разъяснил, что «преступление следует считать совершенным в сфере предпринимательской деятельности, если оно совершено членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией». А УПК запрещает заключать под арест на время предварительного следствия подозреваемых в совершении преступлений при осуществлении «предпринимательской деятельности».

НК «Бердяуш» и фактор Чайки

НК «Бердяуш», зарегистрированная в августе 2009 года, развивалась динамично. По всей видимости, не обошлось без административных возможностей отца Сергея Вильшенко, который в советское время был первым секретарем горкома КПСС города Златоуст Челябинской области, а после развала СССР перешел в ФСБ и дослужился до начальника златоустовского управления ФСБ.
Компании с названием «Бердяуш» сегодня не существует. По данным ЕГРЮЛ, 19 мая 2016 года ООО «Нерудная компания «Бердяуш», работавшая с августа 2009 года, внесла изменения в уставные документы и стала называться ООО «ПНК УРАЛ».
Уставной капитал компании — 352,6 миллиона рублей. 100% долей в ООО принадлежат Артему Чайке, сыну генерального прокурора России. По данным ЕГРЮЛ, единоличным собственником ООО «ПНК УРАЛ» Артем Чайка стал 1 июля 2014 года. Правда, и до этого имел самое непосредственное отношение к компании как учредитель фирмы, уже в названии которой заложена ее деятельность — ООО «Управляющая компания ПНК». Именно ООО «УК ПНК» управляло ООО «НК «Бердяуш», в мае 2016 года переименованном в ООО «ПНК УРАЛ».
В ООО «УК ПНК» было два учредителя. Артему Чайке принадлежал 51% доли, 49% владел Сергей Вильшенко. 1 июля 2014 года Чайка выкупил у Вильшенко его долю и стал единоличным учредителем ООО «УК ПНК».
И ООО «УК ПНК», и ООО «ПНК УРАЛ» — довольно известные на рынке компании.
ООО «ПНК УРАЛ» — крупнейший поставщик щебня для нужд ОАО «РЖД». К примеру, в 2013 году компания заключила с РЖД девять контрактов на поставку щебня на общую сумму более 4 миллиардов рублей. В 2014 году — на такую же сумму.
ООО «Управляющая компания ПНК» в 2014 году приобрело 75% акций ОАО «Первая нерудная компания», созданного после упразднения МПС путем объединения 18 щебеночных заводов. Единственным учредителем ОАО «Первая нерудная компания» было ОАО «Российские железные дороги». Впоследствии монополия продала актив с аукциона.
В ходе судебного рассмотрения ходатайства следствия об изменении меры пресечения Екатерине Красникиной с домашнего ареста на содержании в СИЗО получила огласку информация, что сделка о приобретении Артемом Чайкой ООО «Нерудная компания «Бердяуш» не была закрыта.
Как показала суду Красникина, 10 июля 2014 года Вильшенко и Чайка подписали соглашение, в соответствии с которым они определили реальную рыночную стоимость компании НК «Бердяуш» и обязательство Артема Чайки выплатить Сергею Вильшенко за его долю 80 миллионов долларов (около 4,6 миллиарда рублей по текушему курсу ЦБ. — И. М.) или оформить на него 20% ОАО «Первая нерудная компания».
— Срок исполнения обязательств наступил в июле текущего года, — сообщила Красникина в Тверском районном суде. — «Потерпевший» Чайка не хочет платить, поэтому и было возбуждено это уголовное дело с целью избежания исполнения обязательств по соглашению. А меня хотят заключить под стражу потому, что именно я занималась согласованием и составлением соглашения, которое было подписано в моем присутствии.
Мне вменяется растрата. Причем вменяется текущим собственником, а у собственника, который [владел], когда я руководила компанией с апреля 2012 года по сентябрь 2013 года, ко мне нет претензий. Каких-либо вопросов по управлению обществом, растрат, хищений не было выявлено ни ревизиями, которые проводились регулярно, ни актами налоговых проверок, ни при проведении аудитов при продаже компании, когда Вильшенко продал компанию Чайке.
Как мы видим, пока даже заключение в СИЗО и разлука с новорожденным сыном не заставили Екатерину Красникину смягчить показания, столь неудобные для стороны потерпевших. Хотя обычно неволя делает людей сговорчивыми.
Федеральному судье Марии Сизинцевой доводы Екатерины Красникиной показались неубедительными, и она вынесла решение о содержании женщины в СИЗО. Ночью в понедельник Красникина была доставлена в московский следственный изолятор № 6.