Игорь Гриб, бывший украинский пограничник, который сейчас занимается созданием капелланской службы в силовых органах, 28 августа написал на своей странице в фейсбуке: «24 августа 2017 года мой сын Павел (19 лет) поехал в город Гомель, на встречу с девушкой, с которой он познакомился и общался только в соцсетях, без личного знакомства, сначала «ВКонтакте», потом — в скайпе. Она должна была приехать на встречу из Российской Федерации».
Отец уточнил: по договоренности с родителями, Павел обещал вернуться домой в тот же день. Когда сын не появился дома и на следующие сутки, Игорь Гриб отправился в Гомель сам — на поиски.
Именно там ему сказали, что Павел находится в розыске как террорист, и в розыск его объявила ФСБ.
Гриб-старший потребовал сказать, где, в таком случае, содержится его сын: ведь те, кто в розыске, задерживаются на границе, а дальше начинается процедура экстрадиции. То есть в случае официального задержания Павел должен был оказаться в гомельской тюрьме — за сутки экстрадиция не проводится. После этого пограничники сказали, что у них никакой информации нет, и отказались дальше с ним разговаривать.
Когда Игорь Гриб обратился в МВД Беларуси, там сказали, что Павла никто на территории страны не задерживал: он свободно пересек границу (находясь в розыске по обвинению в терроризме?), въехал в Белоруссию и исчез.
Лишь когда 31 августа украинские дипломаты отправили белорусским коллегам ноту, а замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль заявила, что Белоруссия не сотрудничает должным образом в поисках пропавшего украинца, спикер МИД Беларуси Дмитрий Мирончик, наконец, высказался: «Если за 19-летним молодым человеком не уследили его родители и власти собственной страны, то это еще не повод валить с больной головы на здоровую. Не по-партнерски через сутки после официальной просьбы о помощи обвинять в чем-либо страну, которая без ее ведома была избрана местом или романтического свидания, или конспиративной встречи».
ФСБ прикинулась девушкой
19-летний Павел — родители это подчеркивают особо! — не участвовал в боевых действиях на востоке Украины, не служил в армии: состояние здоровья не позволяет. Зато парень активно «сражался» в соцсетях, не выбирая выражений в адрес тех, кого считал врагами своей родины.
С высказываниями сына в соцсетях связывает его похищение и Игорь Гриб.
«Революцию Достоинства Павел встретил с надеждой на изменения в стране. И после военной агрессии России против Украины, он был активным подписчиком в социальных сетях, часто не подбирал выражения в отношении врагов Родины. Возможно, это и стало поводом провокационных действий ФСБ РФ», — пишет он в фейсбуке.
Догадки отца подтвердила и 17-летняя россиянка Татьяна, жительница Сочи, с которой Павел Гриб и отправился на встречу в Гомель.
«Мы с Павлом давно переписывались и обсуждали такие темы, как украинский национализм, о политике говорили и о разных других вещах, о которых на территории РФ лучше не говорить. Думаю, с начала нашей такой переписки за мной и начали следить спецслужбы», — рассказала в интервью «Еврорадио» Татьяна. Журналисты нашли ее через соцсети.
Девушка утверждает, что сотрудники ФСБ вынудили ее встретиться с Грибом именно в Белоруссии, а город якобы выбрал сам Павел. Она вынуждена была согласиться на «шантаж», поскольку сама находится под той же статьей УК РФ, что и Павел — «террористическая деятельность».
«Они пришли ко мне домой в 6 часов утра и провели обыск. Потом мне пообещали, что дело закроют и мне дадут оформить документы — на них стоит запрет на оформление для выезда».
В интервью Татьяна подчеркивает, что неоднократно пыталась отговорить украинца встречаться, а их свидание продлилось «не больше часа». Подробности рассказать отказалась: дала ФСБ подписку о неразглашении.
В дело вступают официальные лица
29 августа Черниговская городская прокуратура начала досудебное расследование в уголовном производстве с предварительной квалификацией по статье 115 УК (умышленное убийство). Столь трагичная формулировка в квалификации — обычная практика при исчезновении человека. Павел Гриб по-прежнему оставался пропавшим без вести.
7 сентября начальник управления консульского обеспечения Департамента консульской службы МИД Украины Василий Кирилич в комментарии интернет-изданию «Украинская правда» сообщил: Генконсульство Украины в Ростове-на-Дону получило уведомление от УФСБ по Краснодарскому краю, что гражданин Украины Павел Гриб содержится в СИЗО Краснодара. И что задержан по обвинению в терроризме, по 205-й статье УК РФ, еще 25 августа этого года.
Кирилич сказал, что украинские консулы в Ростове 31 августа и 1 сентября посещали управление ФСБ, однако им отказали во встрече с задержанным, что является грубым нарушением консульской конвенции между Украиной и Россией. Официальный Киев подчеркивает: Россия должна была сообщить о ситуации в течение 3 дней.
А пока все это время Павел не получает не только правовой помощи, но и остался без лекарств, которые должен принимать регулярно.
(8 сентября, когда арест Гриба был уже официально подтвержден, МВД Белоруссии объявило, что начинает проверку по факту исчезновения гражданина Украины и будет пытаться установить его местонахождение. Своевременно!)
8 же сентября в СИЗО, где находится Павел Гриб, приехали представители защиты, в частности, адвокат Андрей Сабинин. Но адвокату тоже не позволили встретиться с Грибом.
В беседе с «Новой газетой» Сабинин рассказал, что его не пускают с формулировкой: «не участвуете в деле».
«Меня не пустили в СИЗО, хотя я предоставил и удостоверение, и ордер. Не пустили со ссылкой на следователя, сказав, что я не участвую в уголовном деле. Следователя мне найти не удалось. Это совершенно незаконный отказ, поскольку для первого свидания с подзащитным, для получения его согласия на защиту, мне разрешение следователя не нужно по закону», — пояснил Сабинин.
После отказа во встрече адвокат обратился в краевую прокуратуру. Сабинин добавил, что вернется в СИЗО №5 сразу после выходных, и продолжит добиваться встречи с подзащитным.
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская обратилась к российской коллеге Татьяне Москальковой с просьбой прояснить информацию о местонахождении, условиях содержания и состоянии здоровья Павла Гриба.
Как отмечают родственники, 19-летний украинец имеет инвалидность и вынужден принимать специальные препараты. Выписку из медицинской карты стационарного больного Павла Гриба его родственники также опубликовали в фейсбуке.
Выписку из медкарты Павла Гриба выложила в открытый доступ сестра / Facebook
Семья молодого человека намерена обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) из-за нарушения Россией его базовых прав и свобод. Об этом журналистам на брифинге в Киеве рассказала сестра Павла, Ольга Гриб.
При участии Георгия Устинова
Москва, Киев, Минск
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»