Игорь Добровольский в борьбе за мяч. 1993 год. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС
На стене моей комнаты висит очень необычная фотография: субтильный юноша с грустными глазами и с пышной гривой стоит на коленях на стадионе в Петровском парке, а его партнер с не менее кудрявой, только светлой шевелюрой, Сергей Кирьяков, что-то шепчет ему на ухо и нежно обнимает. «В чем необычность?» — спросите вы. А в том, что промахи полузащитника, всю свою карьеру сажавшего своими финтами соперников на пятую точку, можно было пересчитать по пальцам. Добровольский, наверное, единственный из того поколения бело-голубых игрок, к которому у динамовских болельщиков нет абсолютно никаких претензий.
Фото: РИА Новости
Добрик, как любовно прозвали его поклонники, меньше всех виноват в том, что «Динамо» так и не дотянулось до золота во второй половине 80-х. Но ведь счастье болельщицкое измеряется не только победами любимого клуба во всевозможных турнирах. Александр Мальцев, к примеру, так и не взял с хоккейным «Динамо» ни одного чемпионства, но столько радости, сколько он принес людям, не поддается счету. Похожая история и с парнишкой из села Марковка под Одессой, который сам выбрал Новогорские рощи, несмотря на то, что
его в свои сети заманивали Киев с Лобановским, «Спартак» и ЦСКА. «Мне предлагали четыре связки ключей одновременно…» — вспоминал потом Игорь.
А как было не обратить внимания на техничного умницу из кишиневского «Нистру», бессовестно накручивавшего тех, о ком уже давно писали газеты? После матча с «Днепром» тренер гостей Владимир Емец взял и привел Добровольского в раздевалку к своим звездным подопечным со словами: «Посмотрите, кто вас сделал. Сорок килограммов. Из них тридцать пять — в голове».
…За этой светлой головой охотился и мадридский «Реал», но боссы итальянской «Дженоа», куда Маленького принца (еще одно прозвище Игоря) продали незадолго до развала Союза без его согласия за 7 миллионов долларов, запросили огромные отступные. Оклемавшись после тяжелой травмы и поскитавшись по арендам («Кастельон», «Серветт»), он обратил на себя внимание владельца «Олимпика» Бернар Тапи, который, увидев Добровольского в деле, воскликнул: «Если бы у меня были такие ноги, я стал бы миллионером». Кстати, в «Серветте» Добровольский мог получить звание лучшего бомбардира турнира, но, когда команда заработала в последнем туре пенальти, штатный исполнитель уступил право пробить юному местному воспитаннику… В миллионера же и игрока основы марсельцев лучший футболист СССР-90 не превратился, но вместе с Феллером, Бокшичем, Дешамом и Десайи выиграл первенство Франции и Лигу чемпионов. К слову, первым из россиян…
В 1993-м он снова вернулся в «Динамо». И на убогих полях и пустых развалившихся стадионах по-прежнему демонстрировал неповторимую колдовскую легкость и фирменную воздушность. Вот только партнеры замыслы виртуозной «десятки», снявшейся в рекламе известного шоколадного батончика, не всегда догоняли… Возможно, с тонким и неординарным Юрием Тишковым у них сложился бы идеальный тандем. Но в кубковым июльском матче в Коломне защитник Бодак сломал Юре и ногу, и карьеру. Подбежавший к Тишкову Добровольский схватится за голову, разрыдается, а потом уткнется в плечо Валерию Газзаеву и на второй тайм не выйдет…
Не выйдет Добрик и на изумрудные американские газоны летом-94, потому что подпишет пресловутое «письмо четырнадцати». Однако Игорь и по сей день считает, что поступил правильно, потребовав отставки Павла Садырина, и о пропуске чемпионата мира не жалеет: «Есть футбол, а есть жизненные принципы». К слову, на мундиале в Италии-90 Добровольский элегантно, головой, отправит четвертую «банку» Камеруну. И это будет последний мяч сборной СССР на мировых форумах. А в 1992-м станет автором единственного гола команды СНГ на Евро, огорчив тогдашних чемпионов мира — немцев.
Игрок команды «Динамо» (Москва) и сборной СССР по футболу Игорь Добровольский (справа) в момент игры. 1991 год. Фото: РИА Новости
Говорят, что Маленький принц так не раскрыл свой талант на планете Земля по-настоящему.
Но сам герой так не думает. «Я олимпийский чемпион. Последняя Олимпиада среди профессионалов за мной». И он прав. Это был звездный час Игоря, всего на один пункт отставшего от Ромарио, наколотившего семь мячей. Именно Добровольский сравняет счет в полуфинале с итальянцами, переведя встречу в дополнительное время, и в финале — с бразильцами. С одиннадцатиметрового. Холоднокровно и четко. Почти по центру. Так умел только он. Без шансов для Таффарела, завалившегося еще до удара...
Жалеет Игорь Иванович, тренирующий ныне сборную Молдавии, только об одном: «Слишком часто менял клубы, мог сказать «до свидания» кому угодно. Мне хотелось одного: играть. И плевать было, куда ради этого ехать…».
1 мая 1994 г. Капитан клуба «Спартак» В. Онопко и капитан клуба «Динамо» И. Добровольский во время матча. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС
Лебединой песней Добрика, освоившего несколько иностранных языков, оказалась «Фортуна» из Дюссельдорфа, но еще раньше, в сезоне 1994/95 он блеснул в мадридском «Атлетико» одиозного президента Хесуса Хиля. И блеснул так, что его до сих пор там помнят. В 2007-м я очутился на «Висенте Кальдерон» и зашел в клубный магазинчик сувениров. Узнав, что я из России, продавец усадил меня на стул и долго рассказывал, как Добровольскому хватило 15 минут, чтобы спасти «матрасников» от поражения и вылета в первую лигу. «Он вышел на замену и тут же — голевая передача! Не глядя, щечкой, точно в ноги. Фантастика! А потом, находясь в штрафной, всем видом показал, что отдаст направо. Все ждали паса: и нападающий, и вратарь «Спортинга». Но он тихонечко покатил в левый угол ворот! Гол! Победа! Феноменально!» — усатый испанец восхищенно тряс кулаком.
Надо ли писать, что до поздней ночи мы выпивали за «самого крутого русского» под безмятежным мадридским небом.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»