Кирилл Серебренников у здания суда. Фото: РИА Новости
У Басманного суда режиссера Кирилла Серебренникова ждала его публика. Друзья, коллеги, журналисты, – те, кого привычно видеть в зале театра, и совсем непривычно – в зале суда. «Новая» — о том, что обсуждала улица в ожидании меры пресечения.
В полдень Каланчевская улица, где расположен Басманный суд, с двух сторон была забита людьми. У тротуара дежурит пять автозаков. У входа в здание суда — около сотни журналистов с камерами, с другой стороны — друзья и поклонники. Они пришли подержать режиссера, которого обвиняют в хищении 68 бюджетных миллионов.
— Отпустите Кирилла! — кричит водитель проезжающего минивэна. Он долго сигналит, высовывается из окна и машет рукой толпе на тротуаре.
Толпа мгновенно подхватывает, начинает скандировать «Свободу!», срывается на аплодисменты. Десятиминутные овации заглушают разговоры. Полиция просит собравшихся не шуметь — шум толпы мешает судебному заседанию, но публика отвечает лишь недовольным гулом.
— Давайте дружно, чтобы как на спектакле, — предлагает Мария, девушка с красным цветком в волосах, — Ко мне не первый человек уже подходит и спрашивает: «Вы актриса? У Кирилла Серебренникова?» — «Да нет же, я просто театр люблю, в «Гоголь-центр» четвертый год хожу». Вы просто покажите мне, кто не любит «Гоголь-центр» из тех, кто там хоть раз был!
На этот вопрос отвечает мужчина в рыжей кепке.
— Не хочу спекуляций, но думаю, что РПЦ (Российская Православная Церковь — ред.)! Очень на них похоже. Не знаю, какой спектакль Кирилла прошел их цензуру.
Олеся, девушка в футболке «Гаража» (музея современного искусства — ред.), выдвигает свою версию — Владимир Мединский.
— Я не сторонник теории заговора, но мне кажется, что здесь не в самую последнюю очередь задействован Минкульт, — рассуждает она. — Похоже на конфликт Серебренникова и Мединского. А обвинения кажутся абсурдными. Цифры якобы украденного меняются очень быстро. Единственное, что меня радует в этой ситуации — это то, что все, и актеры, и правозащитники, и просто душой люди театра, объединились перед общей бедой.
Люди театра здесь повсюду. На машине у автозака сидит актер Артур Смольянинов. Комментарии журналистам дают коллеги и друзья режиссера — режиссер Анна Меликян, актеры Марина Александрова и Юрий Колокольников, журналисты Леонид Парфенов и Михаил Ширвиндт.
Собравшаяся публика мало похожа на завсегдатаев политических акций. Скорее — тех, кого можно встретить в «Гоголь-центре». Многие знакомы — парень восклицает при виде друга:
«Видишь, нашли место увидеться! Серебренников нас собрал».
Со стороны может показаться, что люди просто стоят в очереди. Сквозь толпу пробирается женщина с ящиком пирожков, официант из соседнего кофе предлагает кофе с собой. Через дорогу двое волонтеров раздают агитационные листовки у красного шара «Навальный 20!8». Сначала полицейские не обращают на них внимания, а через полчаса все-таки задерживает.
У выхода из суда толпа скандирует «Позор!». Журналисты бегут к выходу, но оказывается, что это реакция на решение суда о мере пресечения режиссеру — домашний арест до 29 октября. Суд отправил его под домашний арест до 19 октября. Кириллу Серебренникову разрешили общаться только с близкими родственниками, посещать театр — с письменного согласия Следственного комитета.
После заседания к журналистам вышла главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. На суде она готова была внести за режиссера любой залог.
— Он является гордостью нашей страны, — говорит она. — Смысл его жизни — творчество и создание постановок мирового уровня. Для него отлучение от работы — это практически смерть. Я очень надеюсь, что сила общественного мнения позволит доказать его невиновность.
Из здания выходят журналисты, но никому не дают уйти с тротуара, пока не уедет машина с режиссером. Люди стоят перед полицией и обсуждают приговор. «Это вроде бы логично, — задумчиво говорит один парень другому. — Что они еще могли ему придумать с ситуацией, которую сами создали?»
Когда Серебренникова увозили из суда, он на мгновение бросил взгляд на толпу из машины. Люди продолжали скандировать его имя.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»