Самшит колхидский пережил ледниковый период, но оказался на грани вымирания после Олимпиады в Сочи. Виной гибели реликтового растения, занесенного в Красную книгу, стала бабочка — самшитовая огневка, которую по роковой ошибке завезли из Италии для городского озеленения.
В комментарии «Новой газете» координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха сообщил: нашествие вредителя было зафиксировано экологами еще пять лет назад. Но тогда местные власти не предприняли шагов, чтобы остановить распространение вредителя.
Самшит колхидский — уникальный вид, включенный в Красную книгу. Вырубка деревьев, относящихся к этому виду, строго запрещена. Первый «олимпийский» удар по реликтовым насаждениям был нанесен при строительстве дороги Адлер—Красная Поляна: в долине реки Мзымта было вырублено 6 га уникального самшитового леса.
Вслед за топором по самшиту прошлась огневка. В 2012 году личинки этой бабочки-огневки были завезены на территорию Краснодарского края вместе с саженцами одноименного вечнозеленого самшита. Растения доставили издалека (из Италии) для декоративного озеленения олимпийских объектов в Сочи. Условия оказались для вредителя благоприятными: на Черноморском побережье у огневки попросту не оказалось естественных врагов. За год от завезенного растения — самшита вечнозеленого — не осталось и следа.
Потом бабочка переключилась на местный реликт — самшит колхидский. Первую «атаку» сотрудники Сочинского национального парка зафиксировали в сентябре 2013 года. И сообщили о находке в Минприроды края с просьбой разрешить провести защитные обработки насаждений самшита химпрепаратами. Разрешения не получили.
А в 2014 году бабочка «продолжила полет»: категория угрозы сохранения популяции самшита колхидского была оценена как критическая, к тому моменту пострадало более 14% всех насаждений самшита. В октябре 2013 года в Сочи прошло заседание межведомственной комиссии по вопросу массового вредителя. Участники решили, что ситуация требует «принятия незамедлительных мер», но их так и не последовало, констатирует Рудомаха.
— Подарок Олимпиады обернулся катастрофой для самшитовых лесов, — комментирует Рудомаха, добавляя, что очаги поражения огневкой были выявлены в Геленджике, Новороссийске, Краснодаре. За пределами края бабочка перекинулась на территорию Адыгеи и Абхазии.
Экологи прямо говорят о том, что нынешнее поколение россиян станет последним, кто увидит самшитовые леса. Власти Краснодарского края выступили с инициативой создать питомник для спасения самшита, но экологи предупреждают: чтобы восстановить популяцию, может потребоваться сотни лет.
10 августа жители Краснодарского края разместили на Change.org петицию, где требуют «не допустить трагической развязки с полной гибелью самшитовых лесов». Послание адресовано главе Министерства природных ресурсов Краснодарского края Сергею Еремину, а также Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому.
В ответ Министерство природных ресурсов края разослало по СМИ свою реакцию на обращение жителей и критику со стороны «Эковахты».
Андрей Рудомаха
координатор «Эковахты по Северному Кавказу»
— Нашествие огневки—это катастрофа федерального масштаба. Мне известно, что достоверная информация о проблеме доносился учеными лично до министра Донского, однако никаких реальных мер не последовало. Необходимо снять законодательные ограничения, которые препятствуют эффективной борьбе с огневкой. А это можно сделать только на федеральном уровне. На краевом уровне необходимо ввести на территории Апшеронского района режим чрезвычайной ситуации, чтобы это позволило применять экстренные меры—массовую обработку самшита химическими препаратами, как минимум три раза в год. Вместо создания питомника целесообразнее сохранить хотя бы несколько модельных участков естественных местообитаний самшита в дикой природе.
В свое оправдание Минприроды сообщает, что неоднократно информировало в федеральные структуры о невозможности ликвидации очагов самшитовой огневки и просило изменить закон, чтобы найти способ спасти самшит от вредителя. В любом случае ведомство констатирует, что борьба может затянуться на несколько лет, «пока не образуется комплекс естественных врагов вредителя, который снизит его численность и позволит сохранить насаждения самшита».
Как только не травили огневку, отчитывается министерство о работе различных ведомств: применяли пестициды, использовали световые феромоновые ловушки, а в 2016 году выпустили в самшитовые насаждения 1,3 млн заклятых врагов самшитовой огневки — китайскую муху. Не помогло.
Минприроды края признается, что не в силах противостоять вредителю. «Условия произрастания самшита, а также все установленные действующим законодательством ограничения, отсутствие методики и действенных препаратов для борьбы с вредными организмами не позволяют провести эффективные меры борьбы с вредителем».
И предлагает решение: «На сегодняшний день существует единственный способ борьбы с вредителем — механическая сборка гусеницы, обрезка ветвей с яйцекладками».
Правда, здесь же министерство указывает, что считает механический метод борьбы с вредителем затратным и неэффективным. «По причине существования вредителя на недосягаемой высоте: средняя высота растения составляет до 10 метров».
Несмотря на это, в конце обращения чиновники замечают: готовы «рассмотреть любую конструктивную поддержку, включая организацию волонтерского движения по сбору гусениц и личинок самшитовой огневки механическим способом» со стороны общественных экологических организаций, с которыми ведет полемику, а также «всех желающих спасти самшитовые леса Краснодарского края».
Присоединяйтесь!
«Новая газета» в ближайшее время направит корреспондента на сбор вредителей вручную, однако оставляет за собой право по-своему распорядиться собранным.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»