О «Матильде», фильме Алексея Учителя, который практически никто не видел, сегодня знает едва ли не каждый наш соотечественник. Против картины инициативой одной депутатши развернута беспрецедентная разоблачительная кампания: что ни день, то новое обвинение или проверка, «молитвенные стояния», к делу подключилась тяжелая артиллерия силового крыла РПЦ «Сорок сороков». Автору уже откровенно говорят о необходимости изъятия ряда сцен. Нам хотелось бы переключить внимание озабоченной общественности с болезненных поисков жареного — на сам фильм, его художественную составляющую.
История начнется с встречи Матильды Кшесинской и цесаревича Николая, мать которого, императрица Мария Федоровна, приветствовала первое серьезное увлечение сына, а закончится торжественно-трагической развязкой любовной истории — пышной коронацией последнего русского императора.
Съемки проходили в исторических интерьерах, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне. Музыку американского композитора Марко Белтрами записал расширенный состав Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Кадр из фильма «Матильда»
Главные роли в фильме исполнили талантливые актеры Ларс Айдингер (Николай II) и Михалина Ольшанска (Матильда). Айдингер — актер берлинского театра «Шаубюне» с впечатляющим списком киноролей. До Михалины на роль Матильды Кшесинской пробовалось около 300 российских и иностранных актрис, но лишь выпускнице Варшавской театральной академии удалось на пробах сыграть на равных с Ларсом.
Кадр из фильма «Матильда»
Данила Козловский сыграл офицера императорской армии Воронцова, обезумевшего от любви к Кшесинской и готового на все ради того, чтобы отбить балерину у наследника престола. Именно с этим персонажем связаны элементы триллера.
Кадр из фильма «Матильда»
На дне рождения Николая II собрался весь двор, в том числе император Александр III (Сергей Гармаш) и императрица Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте). Авторы костюмов для фильма — талантливые петербургские художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова. Для съемок «Матильды» было изготовлено более 7000 оригинальных костюмов и предметов гардероба, на которые ушло около 12 тонн различных тканей.
Кадр из фильма «Матильда»
Одно из исторических событий, воплощенных в картине, — крушение императорского поезда в Борках. Александр III удерживал крышу вагона на собственных плечах, чтобы супруга с детьми смогли выбраться из-под завалов. Царская семья спаслась, однако здоровье императора было серьезно подорвано, что привело к его преждевременной смерти.
Кадр из фильма «Матильда»
Николай II, уже коронованный, и императрица Александра Федоровна клянутся друг другу в вечной любви. Луиза Вольфрам, исполнившая роль императрицы, состоит в труппе берлинского «Шаубюне». Ей пришлось исполнять роль полностью на русском языке. Луиза призналась, что влюбилась в язык и в будущем мечтает его выучить.
Кадр из фильма «Матильда»
Ключевая сцена: коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Специально для съемок была выстроена грандиозная декорация в натуральную величину, с предельной точностью воссоздающая внутреннее убранство Успенского собора Московского Кремля.
Кадр из фильма «Матильда»
Зритель будет впечатлен двумя балетными сценами: из «Голубой птицы и принцессы Флорины», поставленной в Перми, и «Жемчужины» — парадного балета, шедшего во время торжеств по случаю коронации Николая II. Хореограф-постановщик — Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Артисты театра снялись в массовых сценах. Среди них была найдена дублерша для исполнительницы роли Матильды в балетных сценах.
Кадр из фильма «Матильда»
Одним из сложнейших эпизодов стали съемки трагедии на Ходынском поле, где ранним утром 18 мая 1896 года народные гулянья по случаю коронации превратились в массовую давку, унесшую жизни более тысячи человек. Работа над сценой с участием более чем 2000 актеров массовых сцен длилась несколько дней. Для придания Ходынскому полю облика конца XIX века эпизод был доработан специалистами по компьютерной графике.
Кадр из фильма «Матильда»
В ХIХ веке за неверное поведение тоже можно было угодить в спецклинику. Лечение (а попросту пытки) неугодных граждан были разнообразны: удары током, утопление… применялись даже старинные, но модифицированные на современный лад инструменты, например, пыточное колесо.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»