Трехсотая годовщина второго великого посольства Петра Великого в Западную Европу пришлась кстати. Поскольку отношения между Кремлем и западными партнерами — на уровне не выше плинтуса, юбилей стал поводом для оживления не только культурно-научных, но и дипломатических контактов.
Новый французский президент Эммануэль Макрон воспользовался неполитическим поводом, чтобы пригласить Владимира Путина в Версаль.
Постарались не отстать и бельгийцы. Ведь в тот свой приезд, в 1717 году, Петр не только проехал по нынешней Бельгии, но и около месяца лечился на водах арденнского Спа в Льежском княжестве-епископстве, входившем в Священную Римскую империю.
Он действительно поправил здоровье, избавившись от несварения и колик, и прославил деревушку Спа, имя которой стало благодаря ему нарицательным, а на лечение к целебным источникам потянулись другие монархи и прочие знаменитости. Иными словами, Петр сделал рекламу курорту.
Инициативная группа граждан Льежа во главе с Луи Маретом обращалась к властям с предложением пригласить на торжества самого Путина. Эта идея зажгла и отцов легендарного города Спа, которому ныне далеко до лавров даже какой-то там Антальи. Но профильный член городского совета Шарль Гардье, как писала La Meuse, назвал идею «маловероятной».
В среду Льеж изнывал от зноя. Столбик градусника застыл где-то между 30 и 40. Одетые по-курортному жители третьего по величине города Бельгии прятались в тенистых уличных кафе, обсуждая главную новость – сорванную накануне попытку теракта на центральном брюссельском вокзале.
А группа человек в сто собралась в музейном здании Бошольц рядом с площадью Св.Петра для открытия памятника российскому императору. Это, если я не осчитался, уже пятый памятник Петру Первому в маленькой европейской стране.
Интерес к петровскому событию в Бельгии небольшой. Это скорее праздник местного масштаба в ряду тех, что организуются для привлечения внимания к провинции Льеж, ее достопримечательностей, поднятия авторитета. Зато в российских СМИ оно представлено с размахом. На открытие памятника приехали съемочные группы всех федеральных каналов. С официальной стороны Россию представляли сразу два посла: посол в Бельгии Александр Токовинин и глава миссии при НАТО Александр Грушко. Юбилей царского визита отмечается целой серией культурных мероприятий, которые пройдут в Бельгии до конца года.
Кроме дипломатических представителей России и провинциального начальства собрался обычный круг бывших совграждан, преуспевших на новой европейской родине, но сохранивших симпатии к России, а также бельгийцев, чья жизнь связана с Россией.
Гости собирались под аккомпанимент фанфар музыкального секстета военно-воздушных сил Бельгии. Зал Бошольц для приема любезно предоставил его хозяин, уважаемый гражданин Льежа и глава бельгийской фармацевтической компании Mithra Pharma Франсуа Форньери. Его бизнес связан с Россией, а журнал Le VIF-Express даже утверждал, будто фирма набирает в России пациентов для клинических испытаний.
Среди членов пророссийской тусовки – мои давние друзья и знакомые. Это профессор Эммануэл Вагеманс из Лёвенского католического университета, который написал исследования по истории российско-бельгийский связей, в том числе замечательную книгу о европейских поездках Петра I. Это также историк и бизнесмен Даниэл Стевенс, отдавший много сил и энергии изучению этих связей и сохранению фонда русского культурного наследия, оставшегося в Бельгии (вывезенного сюда, в том числе, бароном Врангелем).
Здесь и потомок белоиммигрантов Аркадий Арьянов. Он — исполнительный директор Торговой палаты Бельгии и Люксембурга по связям с Россией и Беларусью, ездит на Петербургский экономический форум, организует поездки бизнесменов в российские регионы, продвигает интересы подопечных, невзирая на санкции и прочие списки Магнитского. Бизнес – это прагматическое дело.
Главный организатор мероприятия – председатель созданного год назад Фонда Петра Великого Валерий Двойников. Это чиновник льежской мэрии, сын знаменитого спортсмена, заслуженного мастера спорта СССР по дзюдо, тоже Валерия Двойникова, осевшего в 1994 году в Льеже.
«Конечно, как работнику мэрии мне были открыты многие двери, но городское и провинциальное начальство всецело поддержало инициативу и выделили место в самом центре города», — рассказывает он журналистам.
За бронзовую скульптуру Петра надо было заплатить 80 тысяч евро. За установку – еще 30 тысяч. Цена не самого дорогого джипа, на котором ездят российские чиновники. Но последние пять тысяч евро фонд обещал собрать краудфандингом. В результате объявленного сбора средств поступило два пожертвования на сумму... 10 евро. Бельгийцы выразили свою степень интереса к чужому деспоту XYIII века. Но это неважно, когда есть такие мощные спонсоры, как Газпром и Лукойл, гарантированные российским государством. Они погашают расходы на создание благоприятного образа этого государства за рубежом, в том числе финансируя местные некоммерческие организации. В Бельгии нет закона «об иностранных агентах»...
Из речей, произнесенных на церемонии открытия, следует, что царь Петр не только консолидировал стратегические и торговые связи между Европой и Россией, но также открыл новую эру диалога, сотрудничества, обменов в области знаний, науки, культуры, искусств. Петра представляют европеизатором России, которому страна обязана своим европейским прогрессом. О сегодняшних проблемах отношений решили не упоминать, чтобы не омрачать торжественности момента.
Сдернут обволакивавший скультуру российский триколор. Аплодисменты, звучит михалковский гимн, потом Брабансонна. Дипломаты и официальные лица стоят в струнку, обливаясь потом в темных костюмах и при галстуках.
Автор скульптуры, которая чуть больше настоящего роста царя, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Александр Таратынов рассказывает о деталях. Он в душе за то, чтобы «поженить» Россию с Западом, хотя бы потому, что сам живет в Голландии. Он давно создает скульптурные сюжеты по мотивам Брейгеля, Рембрандта, Дюрера, Климта. В Голландии, Германии, Австрии. Кто был в Амстердаме, наверняка помнит на площади Рембрандта его (в соавторстве) скульптурную композицию «Ночной дозор 3D». Прямо на площади, перед ресторанами, под пъедесталом памятника великому голландцу. Художественные работы Таратынова есть в других городах Нидерландов, в Германии...
На коктейле в Бошольце рекой лилось пиво «Петр Первый» двух сортов, светлое и красное, специально сваренное по случаю пивоварней La Botteresse. Есть и водка «Петр Первый». Русский царь опять делает рекламу бельгийской провинции.
Фото: Александр Минеев / «Новая газета»
«Давай красненького, разливного из бочки», — слышу за спиной русскую речь с забавным акцентом. Это великий князь Георгий Михайлович Романов.
«Дайте бутылочку с собой, а то я за рулем», — кричит представитель Газпрома.
«Газпрому» — без проблем, и не одну бутылочку» — отвечает бармен. Это же наше все.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»