Колонка · Политика

Бегство от политики. Комментарий редакции

Прямая линия президента как фигура умолчания

Кирилл Мартынов , редактор отдела политики
Фото: РИА Новости
Во время прямой линии Путин говорит: такая ежегодная площадка нужна ему для того, чтобы понять настроения общества, выяснить, что людей беспокоит сегодня. В ходе многочасового политического шоу президента тем временем происходят обычные для этого формата чудеса. Вместе со школьником Андреем президент решает вопрос с угольной пылью над портом Находки. Вникает в историю с расселением ветхого дома в Ижевске и обещает помочь. Спасает от последствий наводнения село на Ставрополье. После этого сюжета приходит сообщение из Генпрокуратуры — начата проверка. Государственные СМИ тут же распространяют слухи об отставке губернатора Ставропольского края — в администрации их опровергают.
Шоу продолжается в этом ключе в течение четырех часов. «В этом тоже есть смысл, — поясняет Путин. — Где-то, где плохо что-то, шевелить, может быть, что-то сделать хорошее: и дорогу проложат, где нужно, и со здравоохранением поразбираются, другие социальные вопросы порешают».
В прошлом году мы писали, что прямая линия президента осталась последним живым общественным институтом. На других уровнях, кажется, уже не работает ничего и без вмешательства президента «чудес» не дождешься. Сегодня ситуация становится только хуже: президент не только вынужден «подкручивать, где плохо», но и прямо говорит, что нуждается в общественном институте, чтобы чувствовать настроение общества. Обычно такими институтами являются парламент и свободные СМИ. Можно ли замерить настроения людей, решив раз в год несколько социальных проблем по очевидно заранее отобранным сюжетам?
Попутно на экране бегут вопросы, полученные через смс. Их по каким-то причинам решают не цензурировать, и сообщения время от времени попадаются злые. Путин на них никак не реагирует — и неизвестно, видит ли в принципе. Эти «параллельные настроения» не вписываются в формат общения с народом. Но в потоке социальных проблем, проходящих в эфир, проскальзывает несколько острых тем.
Во-первых, реновация: Путин публично сомневается в том, что московская программа будет идти достаточно гладко, обещает за этим следить. На аналогичные программы в других регионах денег нет, хотя аварийного жилья там, конечно, больше.
Во-вторых, повышение пенсионного возраста. Здесь от Путина прямо требуют ничего не трогать, и это, кажется, единственное требование за все четыре часа. Похоже, проблема пенсионного возраста — новая болевая точка, откуда могут расти протестные настроения. Президент отвечает уклончиво: некоторые экономисты говорят, что без повышения не обойтись, но в Кремле будут разбираться, что можно сделать.
В этот момент появляется фигура умолчания. Разговор о пенсионном возрасте касается будущего — ситуации после очередных президентских выборов в марте 2018 года. К Путину обращаются не только как к очевидному кандидату в президенты, но и как к человеку, обязанному в этих выборах победить. При этом ни сами выборы, ни выдвижение на них Путина не обсуждаются. Глава государства не просто не отвечает на этот вопрос — его вообще не задают. Будто бы общество совершенно это не интересует.
Единственный момент, когда участники прямой линии вспоминают о выборах, касается истории с показаниями бывшего директора ФБР Коми против Трампа — и возможным влиянием российского фактора на последнюю американскую президентскую кампанию. Обсуждение американских выборов оказывается важнее и интереснее, чем ближайшее будущее нашей страны.
Только намеком упоминается тема недавних российских протестов. Здесь Путин говорит о том, что открыт к диалогу с теми, кто недоволен ситуацией в стране, кто готов предложить конкретные решения. Никто не задает президенту вопроса о Медведеве и Навальном: общество будто бы не интересуется и этим.
Самым ярким сюжетом шоу становится в итоге заочная дискуссия с президентом Украины Порошенко о поэзии Лермонтова. Получив для страны «безвиз», Порошенко сказал: «Прощай, немытая Россия». Путин многозначительно цитирует продолжение: «Быть может, за хребтом Кавказа укроюсь от твоих царей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей». Может быть, Порошенко тоже готовится к бегству, иронизирует Путин. Да и бежать, оказывается, некуда — Украина во времена Лермонтова была в составе «немытой России». Этого оказалось мало, и президент России вспоминает Тараса Шевченко: «Доборолась Украина до самого края. И хуже ляхов распинают ее собственные дети». В литературоведении Путин явно сильней оппонентов.
Но по итогам прямой линии ясно, что в Кремле потеряли темп. Не придумали, как публично реагировать на протестную мобилизацию. И не имеют пока готовой концепции президентской кампании: она будет складываться после региональных выборов в сентябре, когда у стратегов Кириенко появятся новые социологические данные. Пока же нам предлагают обойтись без политики. Согласится ли на это общество?
Кирилл Мартынов, редактор отделов политики и экономики
___
дословно

Тезисы «Прямой линии»-2017. О чем говорил президент. Коротко

О причине (и пользе) антироссийских санкций
Санкции против России вводили «на протяжении всей нашей жизни» под разными предлогами.
«В связи, с чем на голом месте опять начали говорить об этих санкциях? Это свидетельство продолжающейся внутриполитической борьбы в Штатах… Не было бы Крыма, не было бы других проблем, придумали бы что-нибудь ещё для сдерживания России», — сказал Путин.
От санкций много плюсов. Например, в России из-за них были вынуждены «включить мозги, таланты, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях, а не только пользоваться нефтью и газодолларами».
Конфликт вокруг Исаакиевского собора нужно деполитизировать
Россия — светское государство, но есть закон, по которому нужно передавать религиозные здания РПЦ.
«Вместе с тем есть международные обязательства и другие законы, которые запрещают передавать в другие руки памятники архитектуры. Но мы легко выйдем из этих противоречий, обеспечив и музейную деятельность, и отправление религиозных культов».
По словам Путина, споры вокруг Исаакия нужно деполитизировать.
О реновации: «Собянин настроен на качественную работу»
В вопросе о реновации нужно «уважать мнение москвичей». «Мне важно, как москвичи к этому относятся. Важно, чтобы права граждан не были нарушены, прежде всего, право собственности. Очень важно, как будет реализована программа. Руководство Москвы мне говорит, что все предусмотрели, что дома будут построены в шаговой доступности от снесенных домов. Но мы знаем, как бывает на практике. Мэр Москвы настроен на качественную работу и важно, чтобы он добился такого же отношения от своих подчиненных».
Ответ школьнику на вопрос о коррупции
О коррумпированных чиновниках спросил школьник. «Данила, ты этот вопрос зачитал? Ты его сам подготовил или тебе помогли подготовиться?» — интересуется президент.
«Для этого вопроса меня жизнь подготовила», — подумав, отвечает он.
«По поводу коррумпированных чиновников — проблема эта известна, считаю, что она является острой. Хотя по сравнению с прошлыми мероприятиями подобного рода эта тема не находится в числе первых. Тем не менее, я считаю, что это вопрос важный, острый, и дело не в домашних арестах и даже не в посадках, а дело в том, чтобы ни одно правонарушение не осталось без внимания государства и без наказания <…> Коррупционеров я «своими» не считаю».
Диалог с оппозицией? Да, но не с теми, кто «пиарится» на протестах
Ведущий «прямой линии» Дмитрий Борисов спросил у президента, готов ли он разговаривать с оппозицией.
«Я готов разговаривать со всеми, кто действительно нацелен на улучшение жизни людей, решать стоящие перед страной проблемы, а не использует имеющиеся трудности для собственного политического пиара и раскрутки. И те, кто предлагает решения, это люди, которые заслуживают самого пристального внимания, и они имеют право на диалог с властью», — ответил президент.
Путин вспомнил Тараса Шевченко для ответа Порошенко. И отдельно про «голубые мундиры»
Путин похвалил Порошенко за знание русской классики. «Лермонтов написал эти стихи в 1841–1842 годах. Он поехал на Кавказ, он был офицером и защищал интересы своего отечества. Он был храбрым офицером. В тот момент области, которые сейчас являются Украиной, были областями России. Лермонтов говорил о всей России, включая и те области, которые сейчас являются Украиной», — сказал президент.
После этого Путин дал оценку экономическому положению на Украине: низкие зарплаты и пенсии, высокая цена на газ и ЖКХ. А затем, неожиданно предостерег: «Там, куда он собирается (в Европе — ред.), голубых мундиров больше, чем у нас. Пусть не расслабляется, огладывается по сторонам. Но при этом я хочу сказать, что против этих ребят мы ничего не имеем», — добавил российский лидер.
В конце он процитировал четверостишие из «Дружеского послания землякам» украинского поэта Тараса Шевченко: «Доборолась Украина до самого края и хуже ляхов распинают ее собственные дети». Он пожелал Украине, чтобы сложный период ее истории скорее закончился.
О русофобии в США: «на самом деле, у нас там много друзей»
Американский телезритель задал вопрос о русофобии в США. «Как американцу, который видит бешеную русофобию в своей стране, какой совет вы бы мне дали, чтобы помочь понять американцам, что Россия не враг?». Путин заверил мужчину, что в России не считают Америку врагом, наоборот: у России в США «много друзей». «Уверяю вас, и в России очень много людей, которые с большим уважением относятся к достижениям американского народа и надеются на то, что наши отношения в конечном итоге придут в нормальное состояние. В чем мы крайне заинтересованы. И мы, и Соединенные Штаты».
«Чем экс-глава ФБР отличается от Сноудена?»
«Бывший директор ФБР считает, что вмешательство России в выборы было, а доказательства нет».
«Странно звучит, что руководитель спецслужбы записывает разговор президента, а потом передает в СМИ. Чем тогда он отличается от господина Сноудена?.. Если Коми будет грозить политическое преследование, мы и его готовы принять».
Александра Копачева, Дарья Кобылкина