С 21 по 24 мая по подмосковным стоянкам дальнобойщиков прокатилась волна задержаний. Машины водителей, протестующих против системы «Платон» и приехавших на встречу с министром транспорта, неожиданно оказались заблокированы, а сами дальнобойщики арестованы.
Всего за последнюю неделю на подмосковных стоянках, оказались заблокированы более 20 большегрузов. На 51 километре МКАД по периметру стихийного лагеря дальнобойщиков власти даже выкопали ров: чтобы ни одна из 14 припаркованных тут машин не смогла покинуть асфальтированный пятачок, а те, что еще не добрались до места вовремя, не смогли присоединиться к своим соратникам.
У химкинского торгового центра «Леруа Мерлен», чуть ранее, в блокаду попало еще четыре автомобиля. Тут, под предлогом замены асфальта, на стоянку согнали строительную технику, а лагерь обнесли временным забором. Как очевидно, война дальнобойщиков с «Платоном» приобрела характер позиционных боев, но ни водители ни «Ротенберги» не намерены сдаваться.
Стоянка дальнобойщиков в Химках была огорожена. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
«Новая газета» побывала на подмосковных стоянках, чтобы узнать, что восставшие против «поборов на федеральных трассах» активисты собираются делать теперь, когда накал всероссийской стачки, стартовавшей еще 27 марта, спал, а государство фактически отказалось от переговоров.
Шаг на встречу
Надежда Куражковская. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
«Началась вся эта история с арестами с того, что чиновники сами пригласили нас в Москву на встречу», — в импровизированном штабе, оборудованном в фургоне одного из тягачей, припаркованных на стоянке возле подмосковного продуктового рынка «Роктон» в двухстах метрах от МКАД, Надежда Куражковская, бойкая активистка и участница почти всех протестных марш-бросков мятежных дальнобойщиков, не выпуская сигареты, коротко пересказывает нам фабулу.
«22 мая под патронажем СПЧ должна была состояться встреча лидеров протеста с министром транспорта и другими государственными чиновниками, — объясняет женщина. — Но 19 числа «министр решил, что разговаривать с нами нечего», и встречу отменили».
Машины, впрочем, заблаговременно выехавшие из Санкт-Петербурга, Саратовской области и Дагестана в Москву, уже успели добраться до столичного региона. В ночь с 20 на 21-е мая основная часть из них припарковалось на 51-ом километре МКАД, напротив продуктового рынка. Остальные — возле химкнского гиппермаркета товаров для дома «Леруа Мерлен».
Но в тот же день, 21 мая, в Химках, возле строительного центра, более десяти дальнобойщиков неожиданно оказались задержаны полицией. Среди них лидеры «Объединения перевозчиков России»: Андрей Бажутин, Сергей Владимиров, документалист и видеоблогер Игорь Финковский (Игорь Фин). 23 числа большинство из них получили внушительные штрафы. А 24 мая полиция нагрянула на вторую стоянку.
Без пищи и сна
«В тот момент, когда приехали силовики, канавы еще не было, все произошло около шести вечера, наши ребята сидели и мирно обедали», — рассказывает Куражковская.
«Полицейские ворвались в фургон и ничего по сути не объясняя потащили всех в «атозак». Сказали только, что если будем сопротивляться — получим по полной». На соседней улице стоят два автобуса Росгвардии и ждут приказа, — вспоминает она. — Потом полицейские залезли в машины и без каких-либо ордеров устроили обыск, отняли флаги, плакаты, сами их развернули и отфотографировали».
Задерживали грубо: миниатюрная Светлана Родионова из поволжского Энгельса, другая активистка, показывает синяки на руках: «Ночью, из РОВД «Очаково-Матвеевское», куда доставили всех арестантов, мужчин выпустили сразу. А нас, женщин, оставили в отделении: без пищи, и даже без постели», — свидетельствует она.
«Почти всю ночь нас продержали на сидя стуле, без пищи и сна», — подтверждает ее слова Куражковская.
«В камеру подсаживали и пьяных и бомжей, короче, издевались как хотели, и только на следующий день, когда пришли правозащитники, отвели в актовый зал и выдали сухой паек, — подчеркивает дама.
Газовая атака
Стоянка дальнобойщиков на 51-м км МКАД была окопана со всех сторон. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Ров вокруг лагеря выкопали через сутки, в ночь с 25 на 26 мая. По свидетельствам очевидцев, без «объявления войны» и лишних предупреждений «Мосгаз» тогда пригнал на стоянку технику под предлогом ремонтных работ. Но до трубы, проходящей по границе стоянки, так и не докопал. Зато пробил в земле полутораметровую траншею в форме каре — аккурат вокруг припаркованных тут дальнобойщиками грузовиков. На следующий день, для верности, оставшиеся выезды власти заблокировали бетонным блоками.
Кто именно отдал приказ рабочим — пока неизвестно. «На все наши вопросы они просто отворачивались, как будто не слышат», — констатируют водители. В любом случае теперь покинуть стоянку самостоятельно ни один из большегрузов не может.
«Мы приехали поддержать коллег, и оставаться не собирались. Через пару дней хотели обратно», — подчеркивает Куражковская. Сейчас поверх рва для пешеходов сами дальнобойщики соорудили хлипкий настил из досок. Человеку пройти еще можно, но машину он не выдержит: «Получается Химки номер два, тогда мы тоже не собирались там оставаться, но вышло иначе. Придется стоять», — иронизирует женщина, вспоминая прошлогоднее стояние у «Меги».
В режиме штаба
Протестующие дальнобойщики внутри одной из фур. Стоянка в Химках. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
В настоящее все задержанные активисты на свободе: кто-то вернулся к «Леруа Мерлен», кто-то на рынок. Но как дальше будут развиваться события, пока не может предсказать ни один из участников протеста.
На расспросы о дальнейших планах водители отвечают уклончиво: «Протестные лагеря сейчас во многих регионах разъехались, оставшиеся работают в режиме «общественного штаба», — объясняет оренбуржец Максим. — В Дагестане решено было стоять по домам, чтобы избежать социального взрыва, в остальных регионах, многим, чтобы прокормить семьи, и вовсе пришлось вернуться на трассу. Работают без «Платона», заказы находят через диспетчерские сайты и по возможности помогают тем кто остался стоять деньгами».
Мурманский координатор Мария Пазухина называет примерные цифры: если в апреле в области стояли около ста машин, то сейчас на приколе остались лишь двадцать. «Остальные работают по годовым контрактам, которые заключаются как правило в декабре, а там неустойки и строгий график движения».
Рука рынка
Пока мы беседуем, в фургон шумно запрыгивает кто-то из водителей: принес арбуз. «Прошелся по рынку, поговорил с продавцами, крайний ряд уже за нас», — рапортует мужчина. Некоторое время назад на 51 километре полиция, чья машина постоянно дежурит неподалеку, пугала водителей бунтом азербайджанских предпринимателей: «по вине» водителей их подъезд к лоткам властями также оказался также заблокирован.
В действительности, торговцы хоть и недовольны ситуацией, но ведут себя не агрессивно. С несколькими дальнобойщиками мы подходим поближе:
— Говорят, вы нас бить собираетесь? -— интересуются водители.
— Да что вы, зачем нам это нужно! — парируют кавказцы.
Впрочем, когда активисты, довольные переговорами, удаляются восвояси, коммерсанты признаются: «Мы их, конечно, не понимаем, зачем головой стену пробивать? Как решила власть так и надо делать!» И добавляют: «Нам тут сверху сказали пару дней потерпеть, сделать себе выходные, а потом блокаду снимут».
Позади Москва!
Протестующие дальнобойщики пьют чай в фуре на стоянке на 51-м км МКАД. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Тем временем Сергей Овчинников, майор инженерных войск в отставке, а ныне дальнобойщик, один из координаторов протеста, с сарказмом осматривает выкопанный властями ров: «Я вам как кадровый офицер скажу, что с точки зрения фортификации, вырыли окоп они нам безграмотно, тут ни блиндажа нет, ни огневых позиций, ни бруствера».
«Мы ведь от государства никогда ничего не просили, в 90-е годы, когда страна разваливалась, мы сами себе создали рабочие места, купили эти машины в кредит, поднимали отрасль, а теперь с нами не хотят даже вести переговоры, нами пренебрегают и хотят нас лишить того образа жизни, к которому мы привыкли, свободы», — подводит итог он.
Его коллега Борис, один из немногих москвичей в протестном лагере, в свою очередь предлагает коллегам пойти на митинг против сноса пятиэтажек, на Суворовскую: «У меня ведь у самого мать в хрущевке живет». Он согласен, что хотя накал страстей вокруг бунта дальнобойщиков и спал, их конфликт «Ротенбергами» приобрел характер позиционных боев. «Мы ведь тут не за красивую идею стоим, для многих согласиться на «Платон» значит разориться, а у нас семьи, нам просто некуда отступать» -— подчеркивает он и интересуется почему-то у корреспондента: «Ну вот что нам еще сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки? Просто вот так стоять тут и ждать, или еще есть какие-то методы?»
Одна из фур на стоянке в Химках. Фото: Влад Докшин/ «Новая газета»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»