Комментарий · Политика

«Это референдум за Исаакий, только наоборот»

Выступавшие против передачи собора РПЦ депутаты Заксобрания одобрили идею народного голосования за свое исключение

Александра Копачева , Корреспондент
Борис Вишневский — один из группы депутатов Заксобрания, которых «инициативная группа» предложила лишить полномочий через процедуру референдума. Фото: Давид Френкель
Избирком Петербурга принял документы у инициативной группы, которая предлагала провести референдум об отзыве мандатов шести депутатов заксобрания. Теперь комиссия передаст документы в заксобрание города.
Авторы инициативы предлагают отозвать мандаты депутатов «Яблока» Бориса Вишневского и Михаила Амосов, депутатов «Справедливой России» Алексея Ковалева и Сергея Трохманенко, а также депутатов «Партии роста» Оксаны Дмитриевой и Максима Резника.
Как рассказала заместитель председателя комиссии Надежда Лебедева, в инициативную группу вошли 20 человек. Причины их решения не указываются. Комиссия сочла, что представленные документы оформлены в соответствии с законом.
Как рассказал «Новой газете» Борис Вишневский, имена инициаторов, прозвучавшие на заседании комиссии, никому неизвестны.

Комментарий

Борис Вишневский

депутат от партии «Яблоко», обозреватель «Новой газеты»

— Мы прекрасно понимаем, что наша борьба за Исаакиевский собор неминуемо вызовет попытки на нас наехать. Но в данном случае эта попытка по-медвежьи неуклюжая. Федеральный закон запрещает инициировать такие референдумы, не могут выноситься на него вопросы о продлении или прекращении полномочий избранных органов власти. Видимо, этого инициаторы не знают или просто на что-то надеются.
Тем не менее, мы обеими руками за то, чтобы проводили такой референдум.
Мы за любые референдумы, а референдум такого рода — тоже, что и референдум по Исаакиевскому собору, только наоборот.
Потому что это вопрос о доверии тем, кто выступает в защиту Исаакиевского собора. Мы уверены, что горожане нас поддержат. И если наше заксобрание упорно не допускает референдума по Исаакию, давайте хоть такой референдум проведем. Его результат будет очень показателен — и совсем не такой, как, видимо, рассчитывают инициаторы этого референдума.
Что касается вопроса референдума о нашем «отзыве»: Городская избирательная комиссия не проверяет вопрос его на соответствие с законом, она проверяет, правильно ли составлен протокол, было ли двадцать участников инициативной группы и правильно ли указаны все данные на них в ходатайстве. И если ошибок нет, то она обязана передать документы в заксобрание, поэтому решение избиркома не является решением о назначении референдума или его одобрением.
Посмотрим, что будет делать наш городской парламент. Но мы уверены в том, что такая инициатива — это признак очень серьезного страха перед теми, что борется за сохранение Исаакиевского собора, кто не хочет передавать его церкви, как и Спас-на-Крови и Петропавловский собор. Большинство депутатов ЗАКСа именно поэтому и блокирует наш референдум о сохранении Исаакия, Спаса-на-Крови и Петропавловского собора как части государственных музеев. Уже почти два месяца это все тянется, и большинство депутатов — из «Единой России», — боятся даже рассмотреть вопрос. Нам интересно, как будут рассматривать вопрос об новом референдуме?
Между прочим, очень интересно, что ходатайство о проведении этого референдума поступило два дня назад. Избирком, получив такие заявки, направляет материалы в Федеральную миграционную службу, чтобы проверили все персональные данные членов инициативной группы. Судя по тому, что они позавчера принесли, а сегодня уже все рассмотрели, возникают некоторые сомнения. А точнее — уверенность, что инициатива исходит от самой власти. Но повторяю, мы не боимся, потому что горожанам уже пора высказаться хоть по какому-нибудь вопросу. А в результате такого референдума мы не сомневаемся, большинство горожан выступают за то, чтобы сохранить музей, не передавать Исаакиевский собор РПЦ. И они поддержат тех, кто вместе с ними борется за сохранение этого музея.
Любопытно, кто же инициировал новый референдум? На заседании избиркома прозвучали фамилии, которые никому ничего не говорят. Мы будем пытаться достать их список, хотя нам будут говорить о защите персональных данных. Но здесь — тот случай, когда тайн быть не должно: инициаторы любого референдума должны быть известны общественности. Мы опубликовали состав нашей группы, это известные люди с репутацией. Депутаты, ученые, деятели культуры, градозащитники, журналисты. Но от нас, скорее всего, будут скрывать имена инициаторов нового референдума, чтобы замаскировать их связь со Смольным, «Единой Россией», епархией.