В ближайшие недели Литва начинает масштабную стройку — возведение забора протяженностью в 44,6 километра вдоль сухопутной границы с Калининградской областью. У будущего заграждения несколько задач: остановить поток контрабанды, снизить численность нелегальных мигрантов, переходящих границу, и играть символическую роль — служить России напоминанием о суверенности Литвы в сложных геополитических условиях.
Литва не первая занялась укреплением границ: и Латвия, и Эстония уже в процессе строительства забора в приграничных с Россией территориях.
На днях Служба охраны государственной границы Литвы заключила договор с фирмой-подрядчиком Gintrėjа, которая будет заниматься строительством. Предварительная цена проекта — 1,3 миллиона евро. Дедлайн — 20 декабря 2017 года, но в министерстве внутренних дел ожидают, что получится уложиться в еще более короткие сроки. «Я думаю, что через два-три месяца забор уже будет построен», — поделился с «Новой газетой» министр внутренних дел Литвы Эймунтас Мисюнас. Протяженность забора сравнительно небольшая — менее 50 километров, но в министерстве говорят, что этого достаточно, поскольку линия границы пролегает, преимущественно, по озерам и рекам, так что там заграждение физически не построить.
Забор, согласно проекту, будет невысокий — 2 метра, но металлический и оснащенный по последнему слову техники: камерами, приборами ночного видения и датчиками движения.
Окончательное решение начать строительство забора правительство Литвы приняло зимой — в числе самых первых решений сформированного после октябрьских выборов кабинета министров. «Мы обязаны обеспечить должный контроль восточной границы Евросоюза», — заявил тогда премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.
По словам министра внутренних дел Эймунтаса Мисюнаса, забор поможет решить сразу несколько задач: «Первое — это борьба с контрабандой, мы хотим пресечь поток нелегальных сигарет и алкоголя. Второе — нелегальная миграция. Третье — геополитическая ситуация».
Контрабанда табака и алкоголя, действительно, большая проблема для Литвы. Так, в начале мая таможенники задержали на границе жителя Калининграда, который пытался перевезти в своей машине 1800 пачек сигарет, — и такие новости появляются каждый месяц. Это объяснимо: в соседних Белоруссии и России пачка сигарет стоит в два-три раза дешевле. В результате доля нелегального табака на литовском рынке превышает 15%.
Литовские власти подчеркивают: такой же забор до 2020 года планируется возвести вдоль литовско-белорусской границы. Заборы на границе с Россией и Белоруссией призваны, помимо нелегальных товаров, остановить нелегальных мигрантов. Сейчас, например, в Литве идет суд над гражданином России, который занимался переправкой людей — преимущественно, граждан Вьетнама, — через Белоруссию в Литву и Польшу.
Понятно, что, помимо решения вопросов экономической и социальной безопасности, забор — это политика. Министр внутренних дел Литвы еще в январе, отвечая на вопросы журналистов, попросил не сравнивать забор с Великой китайской стеной, но он признает: Россия — опасный сосед. «Мы знаем, что пару лет назад Эстония обвинила Россию в похищении своего сотрудника спецслужб с эстонской территории, — говорит министр. — Мы не хотим допустить такого. Хотя, конечно, российские танки этот забор не остановит».
Литовский министр напомнил о деле Эстона Кохвера: по утверждению эстонской стороны, в сентябре 2014 года Кохвер, сотрудник полиции безопасности, был похищен российской ФСБ при выполнении «операции по предотвращению преступления». По версии российской стороны, Кохвер незаконно пересек границу и был задержан в Псковской области. Год спустя Кохвер был обменян на Алексея Дрессена, который обвинялся эстонскими властями в шпионаже в пользу России.
После этого инцидента Эстония задумалась о возведении забора — ожидается, что конструкция высотой в 2,5 метра и протяженностью в 90 километров будет построена к февралю 2018 года. На оставшемся 50-километровом участке границы, который идет по болотистой и озерной местности, будут установлены буи с табличкой «Стой! Государственная граница Эстонии!».
Аналогичные работы ведутся в Латвии, где строят самый длинный забор на границе с Россией — 193 километра. Пока готовы первые 23 километра, еще 60 должны возвести в этом году. Высота забора — 2,7 метра.
По словам литовского министра внутренних дел, все это — необходимые меры: «Если мы хотим, чтобы Шенгенская зона хорошо функционировала, то прежде всего мы должны обеспечить эффективный контроль над внешними границами Евросоюза».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»