Сюжеты · Политика

Без контакта

От социальных сетей до бухгалтерий: линия разрыва украино-российских отношений становится длиннее

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
Акция против блокировки российских соцсетей в Украине. Фото: Zuma\TASS
Когда я передаю этот материал, оператор мобильной связи Lifecell, «номер один» для смартфонов, пожалуй, один из самых демократичных в смысле тарифов и потому любимый молодежью, стал пионером — заблокировал доступ к сети ВКонтакте. В Украине бренд Lifecell два года как принадлежит турецкой телекоммуникационной компании. Умение быстро и беспрекословно выполнять любые «запретительные» приказы власти на родине, в Турции, — их фишка.
Не то Mail.Ru. На следующий день после известного указа президента Украины Петра Порошенко я получила в рассылке пошаговую инструкцию, как обойти запрет и по-прежнему иметь доступ к почте, если провайдер окажется законопослушным. «Мы вне политики», — уверяли меня доброжелатели из Mail.Ru. И предлагали несколько вариантов: использовать турбо-режим браузера OPERA, заменить DNS-сервер, и т.д.
В расширенном санкционном списке теперь значится 1228 физических и 468 юридических лиц из России, в него включен целый пул компаний интернет- и медиаотрасли: кроме социальных сетей «ВКонтакте» и Одноклассники — Mail.Ru Group, Яндекс, поставщики популярных ERP- систем ООО «1С». Мотивация прежняя — запрет в связи с агрессией России и поддержкой ею сепаратизма. Мера наказания продлится от года до трех лет, а помилование напрямую зависит от характера межгосударственных отношений. Порошенко так и сказал на брифинге в Страсбурге: «Когда последний российский солдат покинет независимую суверенную территорию Украины, мы будем готовы к пересмотру этого решения».
Петр Саруханов / «Новая»

Танки пробок не боятся

Указ главы государства, подчеркивалось, направлен на усиление безопасности страны. «Ну, конечно, танки начнут по «Яндекс. Пробкам» прорываться!» — возмутилась часть украинских пользователей Фейсбука, которые восприняли инициативу Совета Национальной Безопасности и Обороны в штыки, как покушение на демократические свободы, подмену борьбы с реальными угрозами, и поворот к соответствующим практикам Северной Кореи, Китая и России. «На очереди — запрет гармошек и балалаек. Лишь бы подальше от темы коррупции!» Однако политики-юзеры «ВКонтакте», как рассказывают те коллеги-журналисты, кто следит за страницами известных персонажей, начали срочно «выпиливаться» из сети. Тут не до охвата молодежной аудитории, что может пригодиться под выборы. Репутационные риски выше.
О «Яндекс.Пробках» объясню чуть подробней. Сразу после указа Порошенко в Киеве собрали «круглый стол» на тему «Новые санкции в отношении страны-агрессора. Что дальше?» Спикером от СНБО выступал Валентин Петров, руководитель службы по вопросам информационной безопасности. По его мнению, РФ может использовать сервисы «Яндекс. Пробки» и «Яндекс. Навигатор» для планирования наступательных действий по сухопутной части территории Украины. «Это же в режиме онлайн получается информация о состоянии путей, пропускной способности и загруженности дорог… Лучшей ситуации не придумаешь. Не нужны агентура, разведчики, даже спутники не нужны. Мы сами все даем», — заключил Петров.
Ведущие телеканалы страны стали состязаться за интервью с Валентином Петровым, чтобы узнать, какая кара ждет нарушителей указа. Оказалось, что тем гражданам Украины, кто исхитрится и продолжит «подпольно» переписываться c помощью Маil.Ru либо торчать в Одноклассниках, по закону ничего не грозит. «Это как ремень безопасности в автомобиле. Мы рассказали о рисках, вы пренебрегли, поставили «заглушку» — ваше право», — сказал представитель СНБО. И выразил надежду: благодаря принятым мерам аудитория российских соцсетей все равно сократится в несколько раз. Значит, жертв информационной войны станет меньше.
То, что российские соцсети, прежде всего «ВКонтакте», по первому требованию спецслужб РФ, «сливают» персональные данные своих пользователей, в Украине знают давно.
Прежде всего, военнослужащие ВСУ на Донбассе. Но сколько не предупреждают командиры, кто-то из ребят возьмет, да запостит фоточку, еще и геолокацию укажет…
Известный публицист Павел Казарин, который после аннексии Крыма переехал в Киев, привел пример из собственной практики: «В октябре-ноябре 2015 года Роскомнадзор трижды требовал от Facebook предоставить им доступ к моим личным данным. Соцсеть каждый раз вежливо посылала ребят из Роскомнадзора и ставила меня об этом в известность. (Павел выложил скрины сообщений от администрации ФБ, —ред.) А вот «ВКонтакте» мне ни разу подобного письма не присылала. Догадываетесь, почему?»

«Это наш отечественный продукт!»

Но страсти вокруг сервисов для общения меркнут на фоне паники, связанной с перспективой потери сервисов для работы. Вот что написал в ФБ Сергей Лещенко, народный депутат от Блока Петра Порошенко, в недавнем прошлом — журналист-расследователь: «Украинский бизнес трясет. Бухгалтера в шоке. Под санкции указа Порошенко попал также правособственник и издатель компьютерной программы «1С». Сегодня я встречался с собственником компаний «Еврософтпром» и «Скайлайн Софтвер» Вадимом Мазуром. Этими программами пользуются сейчас 300 тысяч бухгалтеров по всей Украине. Это наш отечественный продукт! Никакие роялти в Россию не платятся. Обновления к программе пишут украинские айтишники. При этом правособственник и производитель программы «Еврософтпром» имеет вывод Госспецсвязи от 2017 года относительно соответствия требованиям защиты информации.
Что произошло? Головотяпство СБУ и СНБО? Либо передел рынка и использование санкций для рейдерства? Как бы там ни было, мы начинаем кампанию с требованием исключения украинских производителей софта из-под санкций. Я призываю журналистов объективно осветить этот наезд».
Наиболее детально, впрочем, тему изучили коллеги из «Дойче Велле». Встретились с руководством Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Украины, расспросили специалистов из Всеукраинского союза «Палата аудиторов и бухгалтеров Украины», побеседовали с представителями национального IT-бизнеса и юристами. Сделали несколько выводов.
Первый.
Власть не коммуницирует с бизнесом и, видимо, не знает, что «1С» не имеет в стране аналогов по функциональности и цене — аналогичные американские и немецкие IT-продукты стоят значительно дороже.
Их могут позволить себе только отдельные крупные предприятия. При этом «1С» — фактический монополист на рынке, она «живет» практически в каждом офисе, не только в бухгалтериях.
Второй. Компания «Скайлайн Софтвер» (именно о ней, как пострадавшей от произвола, рассказал депутат Лещенко) действительно координирует работу компаний, которые распространяют в Украине франшизу популярной российской системы «1С». Так что нет дыма без огня.
Третий. Альтернативу монополисту с удовольствием составят своими продуктами ERP и CRM — системами для бизнеса, украинские производители: корпорация «Информационные технологии» и компания «Интеллект-Сервис». Наступил профессиональный звездный час Дмитрия Шимкива, заместителя главы АП, в прошлом топ-менеджера Microsoft. Возможно, именно Шимкив оказался лоббистом в данном вопросе. «Я сторонник развития украинских программных продуктов и сервисов, сторонник борьбы с российской пропагандистской машиной, отдаю предпочтение программной продукции и сервисам из дружественных Украине стран», — написал он в Фейсбуке.
Сразу после публикации в газете «Урядовий кур'єр» указа о блокировании работы ряда российских интернет-сервисов (что означало — решение СНБО вступило в силу), сайт Администрации президента Украины атаковали хакеры. «Мы видим имитацию переходов и DDOS-атаки с ресурсов Яндекса и «ВКонтакте», что создает искусственный трафик, чтобы загрузить и «положить» серверы АП», — проинформировал френдов и подписчиков Дмитрий Шимкив. И успокоил: оборону бойцы компьютерного фронта держат стойко, агрессор не пройдет.