21 мая в российскую столицу из итальянского города Бари прибыли мощи Николая-Чудотворца, если выражаться более корректно — святителя Николая, епископа Мир Ликийских, одного из самых популярных святых в нашей стране. До 12 июля ковчег с мощами будет находиться в храме Христа Спасителя, а 13 числа отправится в Питер, где пробудет до 28 июля. Поклониться святыне можно будет с 8.00 до 21.00.
За последние годы это уже третьи по счету «гастроли» общеправославных святынь. В 2011 году в Россию с Афона — своеобразной монашеской «республики» на северо-востоке Греции — для поклонения уже привозили так называемый «Пояс Богородицы», а три года спустя, в 2014-м, оттуда же — «Дары волхвов».
Обе реликвии в свое время вызвали неожиданный ажиотаж. Общее число паломников, прибывших в 2011-м в храм Христа Спасителя увидеть «пояс», по приблизительным подсчетам, достигло 3 миллионов человек, многим, чтобы приложиться к святыне пришлось отстоять в невероятных размерах очереди более 20 часов. Поэтому, учитывая прошлый опыт, в этот раз (а интерес к реликвии ожидается не меньший) столичные власти планируют основательно подготовиться к наплыву верующих и даже организовать по ходу очереди питание по доступным ценам. Помогать на месте будут не менее 10 тысяч волонтеров. Безопасность обеспечат две тысячи сотрудников полиции и Росгвардии.
Кубинский подарок
О прибытии мощей святителя предстоятель РПЦ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Франциск договорились в ходе их исторической встречи в Гаване 12 февраля 2016 года.
В Россию и ранее привозились святыни из других стран, но это совершенно особое событие. Дело в том, что эти мощи привозит не другая Православная церковь, а Римско-Католическая. «Такого в истории еще не было», — замечает бывший ответственный редактор журнала «Московской Патриархии», а ныне сотрудник австрийского исследовательского проекта «Конфликты в постсекулярном обществе» (Университет Инсбрука) Сергей Чапнин.
Он допускает, впрочем, что, далеко не все «чада» Православной церкви оценят дипломатические усилия своего главы: «Возможно, будут и протесты по этому поводу со стороны православных фундаменталистов. Шепоток, что ездить к мощам не стоит — они «от католиков», уже идет. Но, поскольку святителя Николая очень почитают в России, на открытые протесты они, думаю, не решатся», — предполагает публицист.
«Более 20 лет представители Русской церкви и православные миллионеры пытались договориться с католиками о том, чтобы часть мощей была доставлена в Россию, но неизменно получали отказ. Я практически уверен, что патриарх Кирилл прямо говорил об этом с папой Франциском, который в итоге и надавил на доминиканцев, местную католическую епархию, чтобы они согласились. На сегодняшний день принесение мощей — это главный и чуть ли не единственный итог встречи в Гаване», — заключает он.
В целом патриархия и сама делает акцент на беспрецедентности события: «Мы видим в этом очень доброе отношение со стороны Римско-Католической церкви. Это правильный вектор отношений между Римско-Католической церковью и РПЦ», — подчеркнул пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, выступая 16 мая на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Город в осаде
Городские власти тем временем к беспрецедентному событию готовятся почти как к стихийному бедствию: при столичном правительстве уже создан оперативный штаб под руководством заместителя мэра Александра Горбенко. По такому случаю мэрия обещала даже временно перенести строительные работы в рамках программы городского благоустройства. Временно приостановили ремонтные работы на Пречистенской и Кремлевской набережных. С целью предотвращения давки на протяжении всего маршрута вдоль Москвы-реки будут организованы три контрольно-пропускных пункта.
Как подчеркивает руководитель столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Владимир Черников, в этот раз никаких специальных пропусков для привилегированных паломников, позволяющих пройти без очереди, не будет (а именно такие пропуски во время приезда «Пояса Богородицы» стали причиной скандала —тогда телеведущая Ксения Собчак сообщила в своем блоге, что «жена одного чиновника» пригласила ее поклониться реликвии по отдельным «vip»-билетам, что вызвало в сети волну возмущения. — Д. Р.).
Впрочем, без скандалов приезд святыни вряд ли обойдется. Во-первых, власти в очередной раз собираются перекрыть практически весь центр города (уже сейчас известно, что движение будет остановлено не только по Пречистенской набережной, возле храма Христа Спасителя, но из-за того, что в то же время в столице будет проходить ежегодный забег московского полумарафона, окажутся заблокированными и Фрунзенская набережная, улица Москворецкая, Большой Москворецкий мост, улица Балчуг, Раушская набережная, Софийская набережная, Болотная площадь, Васильевский спуск и некоторые другие улицы).
Карта перекрытий улиц Москвы с 21 мая по 13 июля
Во-вторых, традиционно, частью общества, привыкшей скептически относиться к инициативам РПЦ, очереди к святыням рассматриваются как неуместная демонстрация силы со стороны церкви.
И, наверное, поэтому на этот раз имена спонсоров официально не афишируются. В отличие от прошлых «гастролей» — приезд предыдущих святынь был связан с двумя благотворительными фондами, принадлежащими весьма неоднозначным структурам: «Пояс Богородицы» привозил Фонд им. Андрея Первозванного тогда еще главы ОАО РЖД Владимира Якунина, а «Дары волхвов» спонсировал не кто иной, как связанный с событиями «русской весны» российский бизнесмен и миллионер Константин Малофеев и «Фонд святителя Василия Великого». Ныне сообщается лишь, что в Москву ковчег доставит глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) и мэр итальянского города Бари Антонио Декаро.
«В последние годы принесение мощей стало манифестацией какой-то новой религиозности, если угодно — нецерковного православия. Это звучит парадоксально, но есть довольно большой сегмент православных, которые нечасто ходят в храм, но при этом готовы многие часы стоять к привезенным святыням. Другими словами, православие для них это не столько личная вера, которую проживаешь каждый день, сколько символический жест, который достаточно сделать раз в год или даже раз в несколько лет», — объясняет Сергей Чапнин.
На вопрос о финансировании мероприятия, прозвучавший на конференции 16 мая, отец Александр Волков ответил, что главную часть расходов взяла на себя компания «Фосагро» и лично семья главы компании Андрея Гурьева, вице-президента Российского союза химиков, бывшего с 2001 по 2013 г. членом Совета Федерации от Мурманской области. Кроме того, около 3 миллионов рублей на организацию происходящего дополнительно, по словам клирика, выделило правительство Москвы.
Дмитрий Ребров,
«Новая»
Храм в Бари, где 930 лет находились мощи св. Николая. Фото: РИА Новости
Мощи доброй воли
Принесение очередной святыни в Россию преследует не только внешнеполитические цели, но и совсем уж приземленные: пиар и заработок. Чем не оскорбление чувств верующих?
В русском православном календаре есть необычный праздник. Его не отмечают православные греки: для них празднуемое событие было поводом для печали. Речь о «Николе Вешнем», празднике перенесения мощей святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, из его родного города Миры (ныне турецкий город Демре в провинции Анталья) в итальянский Бари.
Сие имело место в 1087 году, спустя 33 года после Великой Схизмы 1054 года, когда Христианская церковь окончательно разделилась на Западную (католическую) и Восточную (православную) и были провозглашены взаимные анафемы. Вооруженные венецианские купцы связали византийских монахов, молившихся у раки мощей св. Николая, и силой вывезли эти мощи на Запад.
Ныне Русская церковь отмечает перенесение мощей св. Николая 22 мая по новому стилю. В Католической церкви праздник практически неизвестен — он отмечается 9 мая только в Бари.
В русской благочестивой традиции (которая из года в год воспроизводится в проповедях на «Николу Вешнего») принято оправдывать «странный» праздник тем, что посредством насильного вывоза в Италию мощи были спасены от осквернения турками, которые теснили Византию в Малой Азии. Но турки-сельджуки окончательно оккупировали Анталью (греческую Анатолию) и прилегающие районы только в 1216 году. Еще в начале XIII в. регион контролировали те же итальянцы-крестоносцы.
Почему малоизвестный греческий святой стал самым любимым на Руси? (И сегодня немало православных считают, будто Святая Троица — это Иисус Христос, Богородица и Никола-угодник.) Ряд ученых утверждает, что образ св. Николая в процессе христианизации Руси слился в народном сознании с былинным образом богатыря-пахаря Микулы Селяниновича, олицетворяющего крестьянскую силу. В день Микулы, позже ставший днем перенесения мощей св. Николая, посевы злаковых культур давали первые зеленые ростки, что всегда считалось чудом.
Нейтрализация католиков
Духовный отец патриарха Кирилла — митрополит Никодим (Ротов), умерший в 1978 году на приеме у папы Римского, — имел две главных мечты: «воцерковление» советского государства и «воссоединение» православия с католицизмом. Есть немало оснований предполагать, что нынешний патриарх РПЦ МП стремится исполнить эту программу. Ключевым событием в ее рамках стала встреча Кирилла с папой Франциском в феврале прошлого года в аэропорту Гаваны. Такая встреча имела место впервые за всю тысячелетнюю историю русского православия, и патриарх осознавал, на какой риск он идет. Секретность встречи сохранялась до последнего: даже Архиерейский собор РПЦ МП, проходивший за неделю до нее, ничего не знал о готовящемся «историческом событии».
Паства патриарха, традиционно настроенная антизападно и, в первую очередь, антикатолически, восприняла случившееся с недовольством. В Банченском монастыре Московского патриархата на Буковине даже собрался собор, осудивший Кирилла как еретика. Патриарху пришлось сделать «шаг назад»: отказаться от участия во Всеправославном соборе на Крите в июле прошлого года — также весьма непопулярном мероприятии среди консервативной паствы из-за царившей там экуменической атмосферы.
Очевидно, что сближение с католицизмом для Кирилла приоритетнее, чем всеправославное единство и классический экуменизм, ориентированный на протестантов.
Выдержав более чем годовую паузу после Гаванской встречи, Кирилл делает следующий важный шаг в направлении Ватикана. Он договаривается с папой Франциском о временном (с 21 мая по 28 июля) принесении мощей св. Николая в Россию, за что православные, почитающие его «главным святым», должны быть особенно благодарны братьям-католикам. К тому же мощи будут сопровождать католические прелаты, в СМИ появится масса доброжелательных публикаций о городе Бари и о «спасении великой святыни от сарацинов» в 1087 году. И главное — консервативной общественности протестовать против этого сложно: праздник 22 мая, к которому и приурочено событие, испокон веков отмечается всеми русскими православными — в этот день даже был крещен царь-мученик Николай II, получивший имя в честь св. Николая.
Сближение патриарха Кирилла с католиками связано не только с романтическими воспоминаниями о митрополите Никодиме и стремлением завершить его миссию. Рассуждая прагматически, именно католическая церковь воспринимается как главный конкурент Московской патриархии на международной арене. Особенно это заметно на Украине, где все большим влиянием пользуется гонимая в советские времена греко-католическая (униатская) церковь.
Неудивительно, что, ведя переговоры с Ватиканом, Московская патриархия стремится «продать» свое сближение с ним в обмен на отказ Ватикана от поддержки украинских греко-католиков. Об этом, в частности, постоянно говорит «министр иностранных дел» РПЦ МП митрополит Иларион (Алфеев), выступая перед разными католическими аудиториями на Западе. А события в Донбассе только подлили масла в огонь патриархийной риторики: сам патриарх официально написал в августе 2014-го, что эта война имеет признаки «межконфессиональной», когда на стороне Украины выступают «воинствующие униаты», а «Новороссию» защищают смиренные православные. Во внутренней пропаганде образ «зловредных униато-фашистов» также всячески противопоставляется хорошему образу Ватикана, который вместе с РПЦ МП отстаивает в Гейропе то, что осталось от традиционных христианских ценностей.
Пиар, бизнес и язычество
Помимо высокой международной и межконфессиональной политики принесение мощей св. Николая в РФ преследует и совсем уж приземленные цели. Как показывает опыт подобных громких «паломничеств святынь» (например, Пояса Богородицы в 2011 году), это прекрасный повод для пиара Московской патриархии.
Если говорить честно, ее репутация в российском обществе довольно спорная: многие люди уже научились отличать православие как таковое от корпорации, созданной в 1943 году, и тем более от личных интересов Кирилла как политика или как олигарха. Патриарх перенес личную пиар-катастрофу в 2012-м (скандалы с Pussy Riot, часами Breguet и «нанопылью» в Доме на набережной), а массовые протесты в Москве и других городах России против «быстровозводимых» храмов или эпическое стояние петербуржцев за Исаакиевский собор показывают, что потенциал падения рейтинга РПЦ МП в России далеко не исчерпан.
Привлечение миллионов людей к общехристианским святыням в таких условиях становится шансом на удержание бренда «православие» в руках Московской патриархии и лично патриарха Кирилла. Другое дело, что этот пиар-инструмент является одноразовым и в стратегическом плане мало на что влияет. Но на фоне вышеописанного и это хлеб.
Наконец, каждые «гастроли святынь» — неплохой бизнес. Пока люди стоят в многочасовых очередях, их можно кормить, развлекать, продавать им разные иконки, брошюрки и, как принято сейчас выражаться, «святыньки». Отстояв очередь, каждый, конечно, захочет оставить у себя вещественный носитель благодати, приложив его к мощам. Кроме того, для паломников из провинции (которые охотнее реагируют на такие акции, чем пресыщенные благодатью столичные жители) надо арендовать тысячи автобусов, сотни тысяч гостиничных мест в понастроенных при московских монастырях и храмах «паломнических центрах». Опять же, всю эту армию паломников нужно кормить, развлекать и всячески обслуживать.
Но, по правде говоря, весь этот ажиотаж не имеет прямого отношения к православной вере. Сегодня частицы мощей святителя Николая есть в абсолютном большинстве (если не во всех) московских и петербургских храмов. Православие действительно признает наличие особой благодати в мощах святых. Но действие или «количество» этой благодати не зависит от размера мощей. Напротив, православие осуждает представления о том, что от «количества» благодати может зависеть ее «качество». Такие представления считаются оккультно-магическими или, выражаясь более традиционным языком, языческими. Именно их обслуживает индустрия «гастролей святынь», уводя таким образом людей от православия в дебри суеверий. Более-менее просвещенные православные христиане редко стоят в этих очередях к привозным святыням — а стоят там либо «публичные персонажи» (чисто для пиара), либо носители описанных выше оккультно-магических представлений.
В УК РФ теперь есть странная статья о «защите чувств верующих». И если бы она работала по-настоящему, то политико-коммерческая эксплуатация общехристианских святынь, несомненно, была бы признана оскорблением этих чувств.
Александр Солдатов —
специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»