Про ролевые игры я слышал, еще когда учился в школе, но сам не участвовал, а вот на первом курсе университета внезапно решил попробовать — было интересно побегать в латах, помахать мечом…
Ролевые игры бывают живого действия и словесные. Словесные делятся на устные и текстовые (играют на форумах, в соцсетях). Это хобби, большое и времяемкое: как минимум уходит много времени, чтобы написать очередной пост на форуме — и одного в день может быть мало. А если человек увлекается играми живого действия (РИЖД (LARPG)), то ему приходится тратить много денег и времени не только на саму игру, но и на подготовку к ней: пошив костюма, подбор снаряжения…
Ролевиком может оказаться кто угодно: от школьника до уважаемого преподавателя серьезного вуза. Бывает, что студенты попадают на один полигон с преподавателем, где уже общаются на равных. Категория возраста и внеигрового авторитета в ролевом сообществе вообще размывается: почти все общаются на «ты» и обращают внимание не на возраст человека, а скорее на его стаж в ролевом движении.
Стать ролевиком достаточно просто: надо начать играть. Дальше — одно из двух. Либо это не цепляет, и человек может просто дружить с ролевиками, либо вызывает интерес — и тогда пути назад нет. Совершенно точно можно сказать, что человек погряз в ролевом движении, если на вопрос «Как провел отпуск?» он отвечает подробным рассказом о штурме эльфийской крепости. Можно даже перестать ездить на игры, но ролевики бывшими не бывают, потому воспоминания о штурме Цинтры и кораблекрушении после встречи с флагманом Галактической Империи навсегда останутся. Это может и не быть образом жизни, но это точно субкультура.
Что, кстати, не мешает сделать на этом и бизнес. Например, сотрудники одного уважаемого банка вместо очередного тимбилдингового корпоратива пригласили опытных людей, которые сделали им небольшую игру. Некоторые ролевики создают конторы, которые на полном серьезе и с научным обоснованием показывают, как интегрировать ролевки в образовательный процесс.
Ролевому движению уже много лет. Оно активно развивалось еще в 90-е годы, которые и для ролевиков тоже были вполне лихими: луки из лыж, броня из холодильника, копье из швабры…
Если ваш ребенок внезапно полюбил берцы, отрастил волосы до пояса и стал по несколько часов в неделю упражняться с мечом — ничего дурного в этом нет. Даже если после очередной ролевой игры у него появились странные привычки, волноваться не стоит. В конце концов, суть игры как раз в том, чтобы побыть кем-то еще, кто, например, живет в другом времени и/или мире, и после игры тело может на какое-то время сохранить привычки той личности, в которую человек перевоплощался (иными словами, если ваш ребенок-атеист поиграл в Средневековье и начал креститься при каждом упоминании Бога — это вполне нормально). А вот если человек выглядит и чувствует себя подавленным уже месяц после игры или больше, то это может быть тревожным сигналом — значит, из-за каких-то особенностей психики наступило определенное навязчивое залипание.
Ролевиков не стоит путать с реконструкторами, хотя и те и другие могут быть в доспехах. Реконструкторы занимаются реконструкцией быта, костюмов и вооружения какой-то конкретной эпохи. У них строгие правила, как и из чего делать костюмы и антураж. Ролевики же в первую очередь играют, а не воспроизводят, потому даже на историческую игру могут выехать в костюме, не соответствующем вообще никакой эпохе.
Ролевые игры — довольно затратное удовольствие, их даже иногда сравнивают с любительским театром. В чем-то верно, но есть и нюансы. Во-первых, труппа театра — это в лучшем случае одна локация, а на полигоне локаций может быть и пять, и десять. Во-вторых, сюжет: несмотря на наличие каких-то запланированных неотвратимых игровых событий, даже мастера (организаторы) не могут точно сказать, что будет происходить и чем все закончится. Не сценарист создает события, а сами игроки. В-третьих, персонажи: чаще всего образ и героя игрок создает сам, много реже берет уже готового, и еще реже мастера дают уже законченного персонажа, которого игрок не может дополнить от себя (например, роль Фродо на игре по «Властелину Колец» — персонаж более чем подробно описан в книгах). В-четвертых, декорации: если на сцене замок можно сделать из пары картонных башен и фона, то на большом полигоне это будут как минимум красивые деревянные ворота и десять метров крепостной стены с башнями и бойницами. Собственно, уже достаточно примеров, чтобы понять, чем ролевые игры так привлекают людей. А чтобы почувствовать — попробуйте поиграйте вместе с вашими детьми.
Даниил Кудрявцев,
студент, тяжелый пехотинец гвардии клуба «Золотые леса»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»