С конца июня 2015 года Украина полностью отказалась от услуг «Газпрома» по поставкам газа. Киев назвал неполитическую причину: агрессивный монополизм российской госкомпании, нежелание соответствовать стандартам работы на европейском рынке энергоносителей. Однако «Газпром» продолжает осуществлять транзит топлива через украинскую ГТС.
В январе 2016-го Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выставил «Газпрому» штраф — 85 млрд гривен (около 3,2 млрд долларов по курсу) именно за злоупотребление своим положением. «Газпром», естественно, подал апелляцию, но по итогам рассмотрения штраф не только остался в силе — размеры его выросли до 172 млрд гривен (примерно 6,5 млрд долларов) за счет пени за неоплату.
В октябре прошлого года АМКУ обратился с иском в Хозяйственный суд Киева, чтобы штраф вместе с пеней истребовали принудительно. В феврале 2017-го решение вступило в силу. 21 апреля АМКУ сообщил, что подал заявление в исполнительную службу. Раз отказываются платить деньгами — арестовать находящееся в Украине имущество и счета должника-монополиста.
Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик тут же вышел в эфир с комментарием: изъятие российского транзитного газа в рамках выполнения решения суда невозможно. И напомнил, что премьер Владимир Гройсман гарантировал Еврокомиссии: транзитный газ по решению суда арестовывать не станут.
16 мая украинский Высший хозяйственный суд отклонил кассационную жалобу «Газпрома». Вот такая вкратце история конфликта, который развивается на фоне разбирательства в Стокгольмском арбитраже. Там уже «Газпром» выступает в качестве истца: требует от «Нафтогаза» 50 млрд долларов за поставленный энергоноситель по контракту 2009 года. Если решение вынесут в пользу россиян, НАК «Нафтогаз» станет банкротом.
Чем, кроме газа в пресловутой трубе, владеет в Украине «Газпром», я выясняла у независимого эксперта Валентина Землянского, долгое время работавшего пресс-секретарем НАК «Нафтогаз».
— Активов, которыми можно покрыть такую большую сумму, нет, — уверен Землянский. — «Газпром» здесь ничего не покупал. Называют активом «дочку», «Газпромсбыт Украина»? Но это обыкновенный трейдер, появился в 2009-м, когда был подписан контракт с «Нафтогазом» на поставку газа. У них из имущества — стол и стул. Слышал, что «Газпрому Медиа» принадлежит «эфэмка» украинская, «Радио Релакс». Точно не миллиарды долларов стоит…
Головной офис проектно-изыскательского института «ЮжНИИГипрогаз» находится в Донецке, на 40% институт — собственность «Газпрома». В силу понятных причин этот материальный актив Киев сейчас забрать не в силах.
У юристов нет единого мнения, каким образом АМКУ способен взыскать штраф. С задачей подобного масштаба страна столкнулась впервые.
Украинское издание «Новое время — Бизнес» приводит соображения Романа Марченко, старшего партнера авторитетной юридической фирмы «Ильяшов и партнеры», и Ростислава Кравца, старшего партнера юридической фирмы «Кравец и партнеры». Господин Марченко считает: «Есть несколько путей. Антимонопольный комитет должен осуществить взыскания в других юрисдикциях, где есть имущество «Газпрома». Например, найти строение «Газпрома» на Елисейских Полях, в Париже. Для этого надо в суде Франции добиться признания нашего решения обязательным к исполнению. Потом нужно обратиться к местной исполнительной службе, чтобы она осуществила процедуру.
Государство должно провести дополнительную работу по поиску активов «Газпрома» за границей и по взысканию средств за счет заграничного имущества. К примеру, «Газпром» осуществляет платежи в долларах США. Эти доллары «ходят» через банки США. Значит, их можно там блокировать и арестовывать. Это первый путь.
Второй — сделать зачет задолженности перед «Газпромом». То есть сначала передать на баланс «Нафтогазу», а потом уже найти механизм взаимозачета».
Предложение юриста Ростислава Кравца более революционно: «Природный газ, который «Газпром» прокачивает и который Украина может взыскать, — закачать в подземные газохранилища. Потом уже самим экспортировать этот газ в Европу. Цена может оказаться значительно ниже рыночной. И от продажи этого газа получить определенную выгоду».
С выбором вариантов Киев, вероятно, определится в зависимости от исхода другого спора — в Стокгольмском арбитраже.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»