12 мая Белореченский городской суд Краснодарского края вынес приговор сотрудникам Белореченской воспитательной колонии, признав их виновными в издевательствах и избиении семерых подростков, в результате один из которых — украинец Виталий Поп — скончался.
«Новая газета» писала об этом деле, когда в конце прошлого года оно было передано в прокуратуру. Судебный процесс с десятью подсудимыми и семью потерпевшими уложился примерно в 17 заседаний. Итогом стали реальные сроки для всех подсудимых: от 2,5 года до 11 лет лишения свободы.
Трагедия произошла в ночь с 24 на 25 ноября 2015 года. Тогда, по данным следствия, сотрудники колонии с ведома и по указанию начальника колонии Владислава Иванова «встречали этап с целью подавления морально-волевых качеств поступивших трудных подростков». В результате встречающие «перестарались»: шестеро подростков получили травмы, а один от побоев скончался. Как установлено следствием, в ту ночь сотрудники колонии, надев балаклавы, избивали и унижали подростков: они приказали им раздеться до гола, заставляли мочиться друг на друга.
Прокуратура просила для подсудимых более сурового наказания — 56,5 года лишения свободы в общей сложности против назначенных 44-х. Как рассказал «Новой газете» адвокат Андрей Сабинин, который вместе с коллегой Александром Попковым по инициативе
организации «Зона права» представлял интересы потерпевших, приговор будет обжалован как слишком мягкий. По этой же причине, по его словам, решение будет обжаловать и прокуратура.
По словам Андрея Сабинина, в большинстве своем подсудимые не выказывали раскаяния: «Пытались свалить все на пацанов, на то, что они подонки, осужденные, и с ними по-другому нельзя. Иванов, начальник колонии, в последнем слове вообще стал говорить, что, мол, посмотрите, что это за люди, против одного из потерпевших сейчас проводится проверка по уголовному делу».
Александра Букварёва —
специально для «Новой»
«Дайте выйти живым»
Суд:Московский городской суд
Подсудимый: Алексей Душутин
Статьи: ч. 3 ст. 30 УК РФ («Покушение на преступление») и ч 4. ст 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»)
Стадия:продление меры пресечения
Решение:арест продлен до 19 июля
Мосгорсуд продлил срок содержания под стражей до 19июля бывшему руководителю ОАО «Военно-строительное управление Москвы» (ВСУМ) Алексею Душутину, обвиняемому впокушении на собственность Минобороны (при Сердюкове). Душутин—последний фигурант дела «Оборонсервиса». Ранее суд приговорил его к5годам заключения, позднее срок был снижен до 3,5года, который он уже отсидел. Вскоре ему предъявили еще одно обвинение—впопытке продажи 30 бывших военных объектов.
Адвокат Душутина Вера Гончарова ходатайствовала об изменении меры пресечения. «Условия его содержания не так важны, как его моральное состояние. Алексей сильно подавлен. Он сидит уже пять лет», — по словам защитника, содержание под стражей сказалось как на психическом, так и на физическом состоянии ее подзащитного. За пять лет под стражей Алексей Душутин подвергался побоям конвоя в суде и камере, перенес два инсульта, инфаркт. Он испытывает проблемы с сердцем, страдает от головных болей, кроме того, у него диагностирована язва.
— У меня отнимается левая половина лица, рука и нога… — говорил сам обвиняемый. Его защита добавляла, что ни следствие, ни прокуратура не реагируют на ходатайства о проведении Душутину судебной психиатрической экспертизы, направлении его на медицинское обследование. Судья Андрей Гуров, в свою очередь, заметил, что сейчас физическое здоровье обвиняемого «не вызывает опасений», но некоторые медицинские справки зачем-то к делу приобщил.
Защита в очередной раз отметила, что родителям Душутина за 80, они обивают пороги различных инстанций с единственной просьбой: увидеть сына, пока еще живы.
«Каждый раз защита просит изменить меру пресечения на домашний арест, но получает отказ, потому что следствию необходимо хоть как-то оправдать свою профессиональную неэффективность», — говорит адвокат. Материалы дважды возвращались судами обратно в прокуратуру по причине отсутствия в деле факта причиненного ущерба.
— Собранные доказательства — весьма сомнительного качества. Вероятно, кто-то заинтересован в том, что дело не расследуется. Во время нахождения Душутина в СИЗО у него планомерно отбирают собственность, — сообщила адвокат и попросила приобщить ряд поручительств за Душутина, среди которых поручительство путешественника Федора Конюхова и бывшего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова. В вызове поручителей судья отказал, часть заявлений приобщил.
— Есть решение Арбитражного суда об отсутствии самого факта преступления, — говорил сам Душутин. — Верховный суд и комиссия защиты прав предпринимателей признали мои действия оправданными с точки зрения бизнеса. Но мое предприятие сейчас банкротят по липовым долгам.
Судья просил Душутина говорить «по существу и без эмоций».
— Суды уже дважды рассматривали это дело, — продолжил он. — Ни у одного судьи не хватило совести осудить меня. Шесть лет я не видел жену, на которую было совершено покушение; жена перед моим арестом потеряла ребенка. На меня (перед арестом) люди, которые сейчас прописаны в моей квартире, организовали покушение. Их арестовали, а затем выпустили! В чем проблема выпустить меня под залог? Для чего издеваться? Дайте возможность живыми увидеть родителей!
После перерыва судья Гуров продлил арест Душутину до 19 июля.
Никита Всесвятский,
Юлия Репринцева,
«Новая»
Где, кого, за что
Дело Роснано
Экс-глава госкорпорации «Роснано» Леонид Меламед и бывший финансовый директор Святослав Понуров, обвиняемые в растрате, вышли на свободу. Меламед был освобожден из-под домашнего ареста, а Понуров — из-под стражи.
Как пояснилив Мосгорсуде, следствие не просило продлить им меру пресечения, срок которой заканчивался 11 мая.
В тот же день генпрокурор Юрий Чайка отменил решение своего заместителя Виктора Гриня о возвращении данного уголовного дела в ГСУСК для дополнительного следствия и направил материалы в суд.
(Незадолго до этого в Генпрокуратуре заявляли, что в уголовном деле выявлены «грубейшие нарушения положений уголовно-процессуального законодательства, препятствующие утверждению обвинительного заключения»).
По версии следствия, в 2008–2009 годах Меламед, будучи совладельцем инвестиционной корпорации «Алемар», в ее интересах заключил контракт с Роснано об оказании консультационных услуг. Бывший зампред правления Роснано Андрей Малышев и Святослав Понуров, как утверждают следователи, по указанию Меламеда перечислили под видом платы за эти услуги на счет «Алемара» более 220 млн рублей.
Дело о митинге
СК России сообщил о том, что во время акции 26 марта в Москве пострадали семь полицейских, а также «другие неустановленные сотрудники органов внутренних дел РФ и Росгвардии». Ранее было известно, что потерпевших полицейских всего два, они уже прежде проходили потерпевшими в «болотном деле».
Напомним, после протестных акций 26 марта Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 318 УК РФ («применение насилия в отношении представителя власти»). Фигурантами дела стали четыре человека: Александр Шпаков, Андрей Косых, Станислав Зимовец и Юрий Кулий.
По версии следствия, один из них «нанес удар в голову сотруднику полиции у перехода метро «Тверская», затем уже в районе улицы Малая Дмитровка — удар ногой полицейскому в голову, от которого потерпевший упал и потерял сознание». Арестованные свою вину отрицают.
Болотное дело
В Замоскворецком районном суде продолжается процесс в отношении последнего фигуранта «болотного дела» Дмитрия Бученкова. По версии следствия, анархист Бученков принимал участие в беспорядках 6 мая 2012 года: кинул бутылку в полицейского и переворачивал туалетные кабинки.
Подсудимый свою вину не признает: мало того, что его не было в этот день в Москве, так ему еще приписывают действия другого человека, внешне на него даже не похожего. О том, что он делал 6 мая 2012 года, доцент лечебного факультета Государственного медицинского университета им. Сеченова Бученков рассказал в ходе допроса, который прошел в суде во вторник, 16 мая.
По его словам, днем 5 мая он уехал к родителям в Нижний Новгород, обратно в Москву вернулся 8 мая и сразу улетел на пять дней в Грецию. В материалах дела есть переписка Бученкова с друзьями: в письме от 3 мая он пишет, что его не будет в Москве в ближайшие две недели и он ни на какие акции не собирается; в письме от 14 мая 2012-го — что его не было в Москве пару недель.
На допросе подсудимый также рассказал, что отсмотрел в СИЗО все 180 часов видео с Болотной площади и нашел как минимум три эпизода с участием человека в черной куртке и зеленой бейсболке, которого следствие считает Бученковым. «Но это точно не я, уши другие, лицо, челюсть, комплекция. Это не я». Потерпевшие полицейские (их девять) и свидетели обвинения в суд пока не явились. Следующее заседание пройдет 24 мая.
— Невооруженным глазом видно, что тот человек, который изображен на фото на Болотной, и подсудимый — абсолютно разные люди, — поддержала своего подзащитного адвокат Светлана Сидоркина. — Обвинение надуманное и политически мотивированное.
Напомним, Дмитрий Бученков был задержан 2 декабря 2015 года и провел 15 месяцев в СИЗО «Бутырка». 2 марта 2017-го мера пресечения была изменена на домашний арест.
Дело «Мемориала»
Петрозаводский городской суд продлил главе карельского отделения правозащитного центра «Мемориал» Юрию Дмитриеву срок содержания под стражей на 6 месяцев.
Главу карельского отделения правозащитного центра «Мемориал» Юрия Дмитриева задержали в декабре 2016 года по обвинению в изготовлении и распространении детской порнографии. Дело возбудили из-за фотографий в медицинском «Дневнике здоровья» его приемной дочери.
В марте 2017 года Дмитриеву предъявили второе обвинение: в развратных действиях в отношении несовершеннолетнего лица и незаконном хранении оружия. На этом основании суд продлил ему арест до 13 апреля.
Дело в отношении правозащитника взяла под контроль комиссия СПЧ. Кроме этого, с открытым письмом в защиту Дмитриева обратились журналисты, режиссеры, правозащитники, политики, политологи и деятели наук. Авторы обращения заявили, что считают это дело политически мотивированным. Суд назначил на 17 мая предварительное слушание по данному делу.
Максим Прошкин,
Надежда Прусенкова,
Вера Челищева
и ОВД-Инфо
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»