Правительство Москвы внесло в Мосгордуму проект городского закона о дополнительных гарантиях для жителей сносимых хрущевок. Он выглядит мягче по сравнению с федеральным законопроектом, который Дума уже одобрила в первом чтении. Поскольку законопроект на Охотном Ряду еще не прошел второе чтение, юридический статус новой инициативы мэрии неясен. Но это может быть ходом в политическом соревновании Вячеслава Володина с Сергеем Собяниным. Конфликт вокруг сноса разрастается, а его противники на митинге уже требовали отставки мэра.
Что нового в законе
Проект закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» Мосгордума должна рассмотреть в среду, 17 мая. Документ был внесен в субботу, накануне массового митинга против сноса.
Документ мэрии под редакцией главы Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Юлии Княжевской затрагивает часть наиболее конфликтных вопросов. Главное — мэрия вносит возможность отказаться от вхождения в программу реновации на любом этапе «до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение» (взамен сносимого). Для этого жителям дома нужно будет провести общее собрание.
2 мая мэрия опубликовала порядок голосования по участию в программе реновации: жители домов, которые вошли в предварительный перечень на снос, должны проголосовать на сайте «Активный гражданин» или в МФЦ либо же сами провести общее собрание собственников. Решение принимается большинством в две трети голосов, не голосовавшие считаются проголосовавшими «за». Дома, которых нет в предварительном списке, могут войти в программу, если жители проголосуют за это на собрании. Москвичи, которые живут в своих квартирах по договорам социального найма, смогут голосовать как представители интересов города, владеющего квартирами. В нынешнем проекте мэрии вводится возможность получения равноценного (равного по стоимости), а не равнозначного (равного по метрам) жилья взамен сносимого, а также денежной компенсации.
Впервые появляется норма о возмещении потерь и владельцам нежилых помещений — до этого судьба небольших магазинов, кафе и офисов на первых этажах сносимых домов вообще не рассматривалась — им полагается денежная компенсация или равноценное помещение. Дополнительно уточняется, что владельцев квартир будут переселять «преимущественно в границах квартала», где стоял сносимый дом (исключение — Зеленоград и Новая Москва). Ветеранам, малоимущим пенсионерам и инвалидам помогут с переездом. Очередникам дадут выбор: улучшить жилищные условия либо переехать в такую же квартиру и остаться в очереди.
Политические оценки
Изначально выполняя поручение Владимира Путина, мэрия недостаточно продумала свои действия, в результате Сергей Собянин столкнулся с волной протеста и проиграл очередной раунд аппаратной игры Вячеславу Володину, считает глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков: «У Собянина забрали бразды правления реновацией, и он пытается вернуть [контроль] на уровень Москвы, в свое управляемое русло. Они же не ожидали, что будет такое недовольство жителей. Теперь принятие законопроекта мэрии ухудшит отношения между Собяниным и Володиным».
Напомним, Госдума перенесла принятие закона о реновации, уже прошедшего первое чтение, именно по инициативе спикера. Оппозиционные фракции подготовили многочисленные поправки. Власть не может не замечать протестов против реновации и одновременно вынуждена учитывать поправки, которые в Думу вносят партии парламентской оппозиции, считает Клычков, но замечает, что довольно странно принимать закон Москвы, увязанный с федеральным, пока федеральный еще не готов: «А если после заявленного Володиным обсуждения будет принята норма, которая будет противоречить московскому закону, мы будем его править?»
По словам Клычкова, на уровне Госдумы некоторые поправки коммунистов уже согласованы, например, отмена немедленного вступления в силу решения суда первой инстанции о выселении: «Пока еще окончательной версии нет, поскольку Володин отложил ускоренное принятие законопроекта. Уличный протест со столь конкретно внесенными предложениями заставил власть идти по этому пути». Решение о том, поддерживать проект мэрии или нет, во фракции пока не приняли. Ранее московские депутаты дали положительный отзыв на федеральный законопроект, который поддержала и немногочисленная фракция КПРФ, хотя коммунисты критиковали закон. Против проголосовала только Елена Шувалова.
Шувалова, одна из организаторов воскресного митинга против реновации, считает, что сама по себе ситуация, когда людям сверху предлагают снести их дом, неправильная: «С какой стати люди должны тратить свою жизнь на какие-то собрания, на какие-то голосования? Живет человек в своем доме, а к нему приходят и говорят, что дом будут сносить».
Что еще обещает мэр
28 апреля на странице Сергея Собянина в сети «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что мэрия готовит поправки в закон: возможность равноценной компенсации, возможность отказа от участия в программе при помощи собрания дома и другие, — все они вошли в новый законопроект мэрии, кроме обещанного пункта о замене предмета ипотеки (старой квартиры на новую) с сохранением условий старого договора и без дополнительных обязательств. Насчет ипотечников по-прежнему ясности нет.
12 мая на странице мэра появилось сообщение, что после встречи с представителями Общественной палаты Москвы было решено учесть их предложения о равноценном возмещении, возможности выхода из программы на любой стадии и дополнительных правах на судебную защиту. Последний пункт в новом законопроекте реализован не был: на странице мэра обещалось, что «жителям предоставляется право обжаловать как само решение о реновации, так и равноценность предоставляемого возмещения в денежной или натуральной форме, а также равнозначность предоставляемого жилого помещения», но в субботнем документе вопрос судебного обжалования не рассматривается.
Напомним, что федеральный законопроект предполагает, что жители дома, который решено снести, могут обжаловать только метраж новой квартиры, что существенно ограничивает их право на судебную защиту.
14 мая от имени Собянина появилось новое обещание: «Внимательно отнесемся ко всем содержательным заявлениям, прозвучавшим на митингах в Москве по программе реновации, в том числе противников программы. В ходе работы над проектом мнения москвичей будут максимально учтены».
Анна Байдакова, «Новая»
от редакции
Программа реновации, которая изначально задумывалась как предвыборный подарок москвичам (которым в следующем году предстоит голосовать и за будущего президента страны, и за будущего мэра города), продвигается с таким скрипом, потому что так у нас устроена политическая реальность. Ни в федеральном, ни тем более в городском парламенте нет квалифицированной оппозиции, способной дать политическую и юридическую оценку законопроекту. Сам он явно был внесен в сыром виде и в режиме спецоперации, между строк видны следы работы лоббистских групп.
Диалог с гражданами, если не считать таковыми специально отобранных для встреч с руководством города пенсионеров, отсутствует, и это особенно странно, учитывая, что социальная и электоральная поддержка у инициативы на самом деле есть. На этом фоне противники законопроекта естественным образом переходят ко все более радикальным требованиям: от правки закона — к его полной отмене, а теперь и к отставке мэра.
Тверская, 13, реакцию москвичей видит — это можно понять хотя бы по содержанию закона, внесенного в Мосгордуму. Он учитывает почти все содержательные требования протестующих. Но в публичном пространстве диалог по-прежнему исключен: городские медиа предельно дозированно освещают протесты, зато рапортуют о десятках тысяч москвичей, которые голосуют за реновацию. И среди них нет ни одного, кто проголосовал против. Стоит ли удивляться, что противники законопроекта идут не в МФЦ, а на митинги?
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»