Комментарий · Общество

Безымянный полк

Только благодаря волонтерам-поисковикам родственники находят могилы своих погибших дедов и прадедов. Государство больше интересует парад

Вячеслав Измайлов , военный обозреватель
Вячеслав Измайлов. Фото: Анна Артемьева / «Новая»
Лейтенант Иван Гуров
Родные моей жены всю жизнь искали место, где был захоронен их дед, отец и муж — лейтенант Иван Павлович Гуров. В похоронке, пришедшей его жене, Тамаре Ивановне, сообщалось: Иван Павлович погиб в бою как герой и похоронен в Смоленской области в районе дислокации 292-го медсанбата. И ничего более точного.
Неожиданно в апреле этого года на меня вышли ребята из московского поискового отряда «Обелиск». Командир отряда Михаил Поляков сообщил: найдено захоронение августа 1942 года 292-го медсанбата 17-й стрелковой дивизии. В нем останки 59 бойцов. И среди них — лейтенант Иван Павлович Гуров, дед моей жены Томочки и отец ее мамы, Надежды Ивановны. Уже нет в живых ни Томочки, ни ее мамы, ни ее бабушки, Тамары Ивановны.
Но есть правнуки — наши с Томочкой дети: одиннадцатилетняя Аниса и десятилетний Ваня, названный в честь своего прадеда.
К обеду 6 мая мы с детьми приехали на Смоленщину, в село Васильевское Темкинского района, где останки лейтенанта Ивана Павловича Гурова будут захоронены в братской могиле на мемориальном кладбище, как и останки других 58 воинов.
Здесь уже были поисковики «Обелиска», руководители районной администрации, священник, муфтий, горстка родственников погибших воинов: не все смогли приехать — кто-то болен, а у кого-то просто нет на это денег. Но все же многие, несмотря ни на что, приезжают почтить память своих дедов и прадедов. Одна из них — Роза Фатахова из Челябинска. Внучка солдата, умершего в 1942 году в 292-м медсанбате. Мы уже с ней как родные. Обменялись адресами.
25 лет поисковый отряд «Обелиск» проводит экспедиции в Смоленской области. Переезжать в другие места просто смысла нет — здесь до сих пор очень много неопознанных могил времен войны.
Захоронение 292-го медсанбата 17-й стрелковой дивизии было найдено в лесу, в 500 метрах от бывшей деревни Мурыгино. Здесь с 24 по 31 августа 1942 года, примерно в 10 километрах от линии фронта, дислоцировался медсанбат. Умерших хоронили здесь же. В реальности найденное поисковиками захоронение представляло собой десять едва заметных провалов в земле, поросших кустарником и заваленных упавшими деревьями…
Через архив Минобороны удалось выяснить: лейтенант Иван Гуров был начальником хим. службы 80-й танковой бригады. 24 августа 1942 года его доставили тяжелораненым в медсанбат, и через несколько часов он умер.
Поисковики и местные жители угощают нас гречневой кашей и чаем. Но Анисе и Ване не до еды — не вылезают из палаток поисковиков.
А у меня в душе поселилось спокойствие: Иван Павлович Гуров спустя 75 лет нашел своих родных.
Командир поискового отряда «Обелиск» Михаил Поляков передает Вячеславу Измайлову и его детям личное дело лейтенанта Ивана Гурова. Захоронение 292-го медсанбата 17-й стрелковой дивизии. Фото: Анна Артемьева / «Новая»
Поисковики показывают родственникам найденные медальоны с именами погибших бойцов. Фото: Анна Артемьева / «Новая»
Майор Измайлов с Ваней и Анисой. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»