«Специальный подарок зрителям ко Дню Победы — клип «Темная ночь» в исполнении рок-звезд, премьера которого состоялась одновременно в эфире РЕН ТВ и на официальных страницах телекомпании в социальных сетях, за неделю собрал рекордное количество просмотров. Только в соцсетях видео посмотрели более трех миллионов раз, — отрапортовала пресс-служба РЕН ТВ. — Эта премьера стала также одной из самых обсуждаемых публикаций в СМИ и соцсетях».
Ну еще бы. Я вот тоже посмотрела и в эфире, и в интернете, и реакция моя была более чем бурной (но в отчете РЕН ТВ учитывалось только количество просмотров, а отнюдь не «качество» реакции зрителей). Рок-звезды — А.Ф. Скляр, С. Галанин, В. Самойлов, В. Степанцов, С. Чичерина и В. Крестовский исполнили легендарную песню на фоне художественной (если можно так сказать применительно к этому произведению) реконструкции военных событий, иллюстрирующих слова песни. И если с исполнением, далеким от совершенства, еще можно как-то смириться, то видеоряд, полный самых примитивных штампов и стереотипов, создает полное отторжение и вызывает порой явно не запланированный создателями комический эффект: есть здесь и старушка-мать, читающая прощальное письмо от сыночка перед последним и решительным боем, и ряженый воин, что-то орущий и размахивающий алым стягом, и та самая «любимая», которую он душит в объятиях, и дети под бутафорскими пулями…
Именно так представляют войну и огромную трагедию народа нынешние ее интерпретаторы и творцы «прекрасного». Еще одна реконструкция военных событий во время концерта на Красной площади, снятого два года назад и показанного Первым каналом ночью 9 мая сверх программы, вызвала и вовсе отвращение и ужас. Там в ряду других «художественно» реконструированных эпизодов войны, появилась клетка с детишками. Обряженные в полосатые (новенькие, с иголочки) робы узников концлагеря, эти упитанные современные ребятишки с нарисованными для правдоподобия черными подглазьями, через прутья как бы концлагерной решетки тянули ручонки навстречу советским воинам-освободителям, которые, конечно, их спасли и тоже едва не задушили в крепких мужских объятиях.
И вот этот-то китч и откровенная спекуляция на святой теме не оскорбляет чувства патриотов с российского ТВ, которое или само все это ваяет, или как минимум продвигает в широкие зрительские массы. Зато их страшно оскорбляет то, что находятся люди, которые не так, как следует, отмечают великий праздник, посему их необходимо подвергнуть общественному порицанию и научить правильно родину любить. А если они будут противиться — заставить.
«Надо их сажать, как Pussy Riot, за оскорбление чувств народа», — призвал бескомпромиссный патриот Михаил Делягин в ходе ток-шоу «Первая студия».
«Я предлагаю включить в Уголовный кодекс РФ статью «Об оскорблении 9 мая», — развил мысль коллеги писатель Эдуард Лимонов, сорвав аплодисменты студии.
А обсуждали здесь на следующий день после Праздника Победы тех «моральных уродов» — «ублюдков» и «упырей», которые в соцсетях подвергли неуместному сомнению всеобщее ликование в день, когда, по их мнению, нужно скорбеть и плакать по миллионам убитых и искалеченных в страшной войне.
«Наш праздник 9 мая — это святое! — пафосно восклицал ведущий Артем Шейнин. — Уж здесь-то у кого могут возникать вопросы. Но находятся люди, у которых возникает желание плюнуть и в это… На фоне 8 миллионов, вышедших в разных городах на акцию «Бессмертный полк», нужно ли вот ЭТИХ?..» После долгих (по признанию Шейнина) колебаний он пришел к выводу, что все-таки нужно: «Если в колодце с чистой водой будет плавать хоть небольшой кусочек грязи, он отравит весь колодец. Вот эти люди и отравляют». И если их вовремя не вывести на чистую воду, то и у нас будет, как на Украине, где тоже долго не обращали внимания на разные возмутительные «писульки» в соцсетях, а потом их авторы устроили Майдан.
Собственно, ради осуждения Украины, которая тоже отпраздновала День Победы как-то не так, все это обсуждение и было затеяно.
То, что Украина, которую образный Жириновский назвал «последним чахлым туберкулезным ростком нацизма», конечно же, осквернит святой праздник, предрек накануне 9 мая в своем «Прямом эфире» Борис Корчевников. Там до чего ведь дошли? Перенесли День Победы на 8 мая. И этот факт оценили как оскорбительный для памяти погибших и чувств живых и сам ведущий, и участники его ток-шоу. Неожиданный для подобных представлений «спикер» режиссер Егор Кончаловский, трясясь от ненависти, вопил на всю студию: «Зачем нужно было поменять дату? Чтоб было не как в России. Назло маме отморожу уши». Когда же немногие представители Украины возразили, что 8 мая День Победы отмечает вся Европа, он потребовал его не перебивать: «Эти люди могут только орать, перебивать, оскорблять. Ну идиоты! — орал этот интеллигент и миротворец. — Маленькая кучка негодяев, которая сейчас у власти на Украине, уйдет, и эти люди заткнутся и будут молчать в тряпочку».
Попутно обвинили в персональном кощунстве «беглянку» Марию Максакову, которая сразу после гибели мужа провела заранее запланированный концерт. И Борис Корчевников счел уместной аналогию с «Евровидением», которое проходит 9 мая, — это ли не оскорбление памяти павших, это ли не дискотека на костях? И слава богу, что нашу Юлю Самойлову туда не пустили — «была бы реальная угроза ее жизни, потому что сейчас в Киеве убивают людей». Ну а то, что во время празднования Дня Победы на Украине обязательно будут провокации, это и к гадалке не ходи, ибо что ждать от нацистов, захвативших там власть.
Стоит ли говорить, какую неподдельную радость вызвали у создателей и участников российских ток-шоу отдельные эксцессы и стычки, которые, действительно, произошли в ряде городов Украины? И хотя некоторые здравомыслящие участники программы «Первая студия» пытались сказать, что были и многочисленные торжественные шествия, и возложение цветов к могилам воинов, и «Бессмертный полк», эти эксцессы в глазах российских патриотов перевесили чашу весов, позволив им вновь и вновь кричать о разгуле нацизма в некогда братской стране.
Заклеймили и немногих либералов, пытавшихся сказать, что 9 мая — это день великой скорби, и уместнее всего в этот день минута молчания в память о погибших. Кстати, именно этот многолетний телевизионный ритуал сократили до пяти неполных минут, убрав и проникновенные слова, некогда написанные фронтовичкой и писателем Галиной Шерговой, и второй концерт Рахманинова, которым долгие годы завершалась эта, по сути, молитва по всем павшим в той страшной войне. Что по-своему логично. По этой логике и слова из песни фронтовика Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» тоже, пожалуй, неуместны на фоне праздника и всенародного ликования.