Верх-Исетский суд Екатеринбурга признал виновным блогера Руслана Соколовского в возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (ч. 1 ст. 282 УК), а также в оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК). Его приговорили к 3 годам и 6 месяцам условно.
Перед залом образовалась давка, приставы отправляли слушателей и пишущих журналистов на второй этаж, где в холле шла трансляция заседания. Соколовский приехал в суд с сумкой, на случай, если срок будет реальным. Поддержать блогера пришли его читатели, заштатный клирик Нижнетагильской епархии Сергий Смирнов, выпускник семинарии Виктор Норкин, известные российские видеоблогеры Руслан Усачев и Данила Поперечный.
В зале суда был один адвокат блогера Станислав Ильченко, второй защитник Алексей Бушмаков стоял в дверях — не смог пробиться. Судья Екатерина Шопоняк оглашала приговор почти два часа, не сбиваясь. Напротив судьи — сам блогер и его мама Елена Чингина.
То, что приговор будет обвинительным, стало понятно сразу. По мнению судьи, вина Соколовского доказана по всем 17 эпизодам дела.
— Во всех представленных девяти видеороликах отмечен признак возбуждения национальной или религиозной вражды: по религиозному признаку — это верующие, священнослужители, мусульмане — по национальному, социальному — священнослужители, феминистки, — заявила Шопоняк, добавив, что Соколовский загружал ролики в интернет, «обладая специальными техническими познаниями».
После описания девяти эпизодов по ст. 282 (возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам) Екатерина Шопоняк стала зачитывать решение по семи эпизодам ст. 148 (оскорбление чувств верующих).
— Наделение Иисуса качествами покемона как героев не только компьютерной игры и мультипликационного сериала, но и как представителя бестиария японской мифологии, — сказала чуть слышно судья. — Наделял Иисуса Христа качествами ожившего мертвеца-зомби.
По мнению судьи, Соколовский «формировал негативный образ верующих», а также задел «чувства приверженцев христианства и ислама через отрицание существования Бога».
— В видеосюжете о ловле покемонов в церкви содержатся признаки унижения религиозного достоинства, в том числе путем демонстративного использования нецензурной брани во фразе, которая произносится в виде, стилизованном под церковное песнопение, — продолжила судья Шопоняк, не отрываясь от листка.
— У Соколовского есть твердое убеждение о том, что люди, которые обращаются к вере, по своей сути являются глупыми и недалекими. Соколовский хотел, чтобы у остальных людей было такое же мнение, — добавила она.
Еще один эпизод в деле блогера связан с тем, что при обыске у Соколовского якобы нашли ручку с встроенной видеокамерой. Судья сочла, что и по этому эпизоду вина Руслана Соколовского доказана.
— Намеренная дезинформация аудитории с целью создания негативной установки, что в России господствует мракобесие и произвол, — перешла к общему судья, подчеркивая, что Соколовский «негативно высказывался о государственном строе РФ, о политической структуре».
Кто-то из журналистов попросил пристава пропустить его вперед, чтобы сфотографировать Руслана Соколовского.
— А вы подарите мне камеру GoPro, я вам буду лучшие кадры делать, — пошутил пристав, но отказался пропустить корреспондента даже в счет аванса.
Пока они препирались, судья продолжала.
— Противопоставил себя обществу, тем самым выразил явное неуважение к обществу, оскорбил религиозные чувства верующих людей, поскольку нарушил исторически сложившиеся правила поведения, внутренние правила и установления религиозных организаций, проповедующих христианство и ислам. Реплики о том, что Соколовского судят за игру в храме, неверны, — заключила судья и объявила срок: — Три года шесть месяцев условно.
Освобождение. Пристав снимает электронный браслет с Руслана Соколовского. Фото: Алексей Бушмаков / Facebook
Сразу после объявления срока Соколовский обнял маму. Из холла, где проходила трансляция, были слышны аплодисменты.
Соколовскому суд запретил посещать массовые мероприятия, обязал не менять место жительства и работы без уведомления контролирующего органа и назначил испытательный срок — три года.
— Вернуть Соколовскому технику, телефон, банковские карты и джемпер с надписью «Мразь», — зачитывала судья уже под гул в зале.
— Тише, — одергивали журналистов приставы.
Адвокаты Соколовского отметили, что примут решение об обжаловании приговора в течение 10 дней. При этом защита назвала приговор победой. Сторона обвинения также удовлетворена решением суда.
— Просьба гособвинения о сроке и признании вины учтена. Применение условного наказания является правом суда, — сказала после заседания прокурор Екатерина Калинина.
Соколовский после заседания поблагодарил всех, кто следил за его делом, он отметил, что не надеялся на оправдательный приговор.
— Я в огромном долгу перед вами. Попытаюсь оправдать доверие и, как я и говорил, вместе с Ройзманом (мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. — Ред.) поучаствую в социальных проектах. Если я сейчас начну делать ролики, меня все-таки догонят и посадят. Поэтому с этим придется повременить, а что будет потом, в будущем — посмотрим.
Екатеринбург
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»