«Пацаны-авиаторы, вперед!» — кричит, подпрыгивая, красивая блондинка с корпоративным флагом. «А-ви-а-тор! А-ви-а-тор!» — скандирует группа бравых пенсионеров с синим перетягом, они более стационарно разместились на трибунах, и худенький старичок в просторной кепке кричит: «Артем, не пускай его! Артем, пасом в середину!», авиатор-Артем под номером четырнадцать пасует в середину; «Что же никто не болеет за железнодорожников?» — волнуется худой мужчина в тертых джинсах и начинает подбаливать железнодорожникам, чтобы больше справедливости.
Рецепт удачной новой традиции: хорошая идея, энтузиазм в её воплощении и лояльность общественности, последнее самое главное. Приятие социума даст хорошая идея. В Самаре третий год подряд в начале мая проводится специальный футбольный матч, реконструкция исторического, семидесятилетней давности, и хоть три года для становления традиции не срок, но пока все идет отлично, общественность лояльна и рада. Называется: футбол запасной столицы. Расскажу подробности.
3 мая 1942 года Куйбышев топорщился тополиными почками и потихоньку оживал от трудной холодной зимы. Летом 1941 под угрозой оккупации оказались более тридцати тысяч заводов, заводы надлежало эвакуировать в течение немыслимых двух-трех дней, так в Куйбышеве оказалось двадцать оборонных заводов: на безымянном пустыре разместился перевезенный из Москвы самолетостроительный завод №1 (сейчас ЦСКБ АО «РКЦ «Прогресс»), воронежский авиационный завод №18 (сейчас АО «Авиакор») и моторный завод №24 (позднее МПО им. Фрунзе, сейчас — ПАО «Кузнецов»).
Корпуса выстроить не успевали, наметили стены, станки установили и ввели в эксплуатацию практически под открытым небом и в степи, ветром развевался плакат с цитатой из Сталина «Ил-2 нужны нам как хлеб, как воздух». Я про это знаю очень хорошо, потому что моя 15-летняя бабушка служила клепальщицей в одном из цехов, её рабочий день составлял не менее одиннадцати часов, и часто возвращаться домой на обледенелой электричке не имело смысла; спали тут же, тут же получали скудный обед по рабочей карточке (800 г хлеба в день), а премии выдавали банками варенья, бабушка любила это варенье вспоминать. Тяжело. Холодно — на ноги мастерили «чуни», выстригали подошвы из ковров.
На то, чтобы перевезти воронежский авиазавод за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков Ил-2, понадобилось всего 35 дней. Зима была трудной, но каждую весну, даже если это весна 1942 года, хочется верить, что все плохое позади и сейчас-то уж точно начнется новая счастливая жизнь. Солнце светит и даже греет. Трава растет, и можно что-нибудь где-нибудь посадить, чтобы потом снять урожай и съесть. И фронтовые сводки вроде бы ничего. Это и называется у человечества — надежда. И создается футбольная команда, потому что не только же воевать и собирать боевые самолеты! Надо же еще и в футбол поиграть!
На третье мая был намечен товарищеский футбольный матч коллектива Куйбышевской железной дороги и объединенной команды авиационных предприятий (потом обратившихся «Крыльями Советов», вот откуда название, вот откуда командный день рождения, «Крыльям» исполнилось в этом году 75 лет, юбилей, даст бог, не вылетят из премьер-лиги), и матч состоялся на стадионе «Локомотив». «Команда железнодорожников Иванова», кстати, выиграла тогда у «команды авиастроителей Карелина», Иванов и Карелин – фамилии капитанов команд, и только в сорок пятом году авиационную сборную рассекретили, окончательно поименовав «Крыльями Советов».
Два года назад в Самаре исторический матч сорок второго года задумали реконструировать. Силами энтузиастов. Стадион «Локомотив» есть. РЖД — пожалуйста. Авиационные предприятия работают, кто-то более удачлив насчет госзаказов («Прогресс», «Кузнецов»), кто-то менее («Авиакор»). Собрали команды. Стали тренироваться. Известили горожан, что вот такое дело, приходите болеть. Горожане пришли, привели детей. Команды вышли в быстросочиненных формах и с флагами предприятий. Первый кубок выиграли железнодорожники, как и тогда, в сорок втором.
И вот что значит — хорошая идея! Через год майскую игру «железнодорожники-авиаторы» повторили (счет в пользу авиаторов). И сейчас вот тоже — солнце, дети, авиаторы в синем, железнодорожники в ярко-желтом, дети с шарами, красивые девушки с флагами.
Два тайма по тридцать минут, комментатор сообщает подробности трудовой биографии игроков: слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, инженер-технолог, работник планового отдела — это у авиаторов; оператор дефектоскопической тележки, машинист электровоза, инженер-экономист и еще машинист электровоза — это, понятно, у железнодорожников.
Девочки-черлидеры классно танцуют (пипидастры в руках): подъемы, перестройки, пирамиды, прыжки, акробатическая поддержка, яркие костюмы. Групповой стант — коллективное построение гимнастической пирамиды. Девочки, находящиеся на самом верху, называются флайерами.
Хорошо. Немного прибивают, конечно, парадные речи муниципальных чиновников и чиновников областных, но праздник Победы именно тот случай, когда даже чиновников полноценно презирать за плохую службу и лицемерие не получается. Ведь у чиновника тоже есть папа, и был дедушка, который погиб на Войне, а его бабушка, возможно, клепала соседнее крыло Ил-2 с моей бабушкой, так что именно сейчас бессмысленно разделять нас на себя и на них.
Праздник у нас общий, и Победа общая, и футбол — тоже.
Мой дедушка, герой войны, орденоносец и механик авиационного полка, после окончания войны выучился на офицера и служил в армии. В 1957 году вернулся в Куйбышев из Харькова. Стал работать на военной кафедре авиационного института (КуАИ, сейчас — СГАУ). Со своей дочкой (моей мамой) не пропускал ни одного домашнего матча «Крыльев Советов», тогда они проходили на стадионе «Динамо», что в центре города. Как ни крути, живешь в Самаре — болеешь за «Крылья», и без авиации тебе никак.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»