Сюжеты · Спорт

Бес стратегии

На чемпионате мира по хоккею сборная России точно будет стартовать без звезд, определявших лицо команды последнего десятилетия

Владимир Мозговой , обозреватель «Новой»
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Сегодня национальная сборная России по хоккею вылетает в Кельн. Уже в пятницу в стартовом матче чемпионата мира на «Ланксесс Арене» она встретится со шведами, которым совсем недавно уступила на заключительном этапе Евротура. Финской сборной подопечные Олега Знарка тоже проиграли, но дело не в этом. И даже не в составе, о котором по традиции спорят больше всего.
Состав, спору нет, важен, но внятная командная сцепка — ​важнее. Все, что мы проиграли в последние годы (последний титул был завоеван в Минске‑2014), — ​во многом не из-за наличия или отсутствия той или иной звезды. А из-за того, что в решающих матчах и в решающие их моменты наши лидеры «спасали Родину» в одиночку. Это и есть коренное отличие «Красных машин» образца последних лет от тех сборных, которые побеждали без навязанного бренда.
В Кельне Россия впервые за последние годы стартует без суперзвезд и непривычно молодым составом. Кто-то называет это стратегией «с дальним прицелом», ответом на решение заокеанских хоккейных боссов не пускать своих игроков на Олимпиаду, кто-то объясняет смену приоритетов вынужденными обстоятельствами.
Для меня важно другое: насколько эта команда будет способна играть так, чтобы за нее хотелось не просто вяло переживать, но болеть всей душой. Здесь есть проблема, и создали ее не болельщики. Чем больше красивых слов, тем меньше им веры. А наговорили хоккейные начальники уже так много, что не на один год хватит. В качестве необходимого пиара вынули из сундука идею про пресловутую «Красную машину» как наследницу прежних легендарных команд, а второй вынутой из сундука панацеей стала в кратчайшие сроки реализованная мысль о базовом клубе сборной.
Навязчивое стремление опереться на прекрасное прошлое не работает, больше того — ​чаще всего оборачивается своей противоположностью. С «машиной» обмишурились на домашнем чемпионате мира и Кубке мира, спрятанная за ширмой идея базового клуба пройдет решающую проверку сейчас. Но свою разрушающую «антипопулизаторскую» роль она уже выполнила: российское хоккейное сообщество в большинстве своем не приняло тотальный монополизм, исходящий из питерского центра, равно как и нынешний триумф СКА. Вера в честную борьбу была изрядно подорвана.
Делать вид, что отношение к сборной России то же самое, что и раньше, невозможно: на нее в той или иной степени перенеслось отношение к руководству нынешнего обладателя Кубка Гагарина. Это не для сборной — ​в первую очередь для СКА создали режим наибольшего благоприятствования, а успешное выступление на чемпионате мира де-факто есть задача номер два, что бы нам наши хоккейные боссы про патриотизм и приоритеты ни впаривали.
Олег Знарок чувствует дисбаланс. Но он сам захотел сидеть на двух стульях, и теперь ничего не остается, кроме как подтвердить правильность курса. Позади полный комплект медалей чемпионатов мира за время нахождения у руля национальной сборной, но тенденцию придется переламывать. Пока она идет по нисходящей: от золота Минска‑2014 к серебру Праги‑2015 и обидной бронзе Москвы‑2016.
А тут еще в дело смешалась стратегия, напрямую связанная с олимпийским турниром в Пхенчхане. Если хоккеистов НХЛ на Олимпиаде не будет, то к чему делать на них ставку? Чемпионат мира — ​вроде бы прекрасный шанс проверить, чего мы стоим без наших заокеанских звезд. Но вот беда: ни один из триумфов последнего десятилетия не смог бы состояться без деятельного участия знаковых персон, игравших за океаном. Даже если пополнение было минимальным, как в Берне‑2009, легионеры играли решающую роль — ​не говоря уже о Квебеке‑2008. В новейшей истории самыми ценными игроками чемпионата мира признавались двое россиян — ​Илья Ковальчук и Евгений Малкин, и не было ни малейшего шанса, что когда-нибудь на авансцену выйдет кто-то из играющих в России. Правда, присутствие большого заокеанского десанта также ничего не гарантировало, порой становясь едва ли не основной причиной провала. Нетрудно догадаться, что, касаемо состава, весь вопрос был в разумном балансе и умении тренерского штаба создать нужную атмосферу.
Предложенный горячими головами вариант тотального импортозамещения, естественно, на вооружение взят не был. К тому же ожидавшийся взрыв патриотических чувств тут же оказался погашен желанием молодых российских звездочек рвануть за океан — ​тех же дефицитных защитников Виктора Антипина, Андрея Миронова и Алексея Береглазова не остановила заманчивая перспектива стать твердыми кандидатами в олимпийскую сборную корейского образца.
Так что заокеанское пополнение перед Кельном количественно оказалось средним и молодым. На роль первого номера назначили голкипера Андрея Василевского, аккуратно отказав неизменному лидеру последних лет Сергею Бобровскому. Пригласили открытие нынешнего заокеанского сезона Никиту Кучерова и его постоянного партнера по «Тампе» Владислава Наместникова. Конечно, не забыли одного из самых ярких российских форвардов Артемия Панарина — ​вследствие того, что его могучий «Чикаго» был разгромлен в первом же раунде. Защитную линию должен укрепить 20-летний Иван Проворов из «Филадельфии», а очень желанного Никиту Зайцева не отпустил «Торонто».
Вот, собственно, и весь десант, дальше остается держать места под вашингтонское трио во главе с неизменным Александром Овечкиным, чей патриотизм в течение многих лет подкрепляется кубковой несостоятельностью «Вашингтона». Нынче столичные пытаются зацепиться за серию с действующим обладателем Кубка Стэнли «Питтсбургом», но что-то мне подсказывает — ​Евгения Малкина на чемпионате мира мы не увидим. Хотя есть шанс увидеть лидера «Сент-Луиса» Владимира Тарасенко.
А где же Александр Радулов? Лидер «Монреаля» как не играл на чемпионатах мира при Знарке, так и не сыграет по формальной причине еще не продленного контракта. Павел Дацюк не оправился от полученной в ходе плей-офф травмы. Его знаковому партеру по СКА Илье Ковальчуку предстоит операция на колене. Так что стартовать придется точно без звезд, определявших лицо сборной России последнего десятилетия.
Проверка близкого к окончательному кельнского состава состоялась на Чешских играх, по ходу которых обнаружилось, что кроме питерского звена Вадима Щипачева и новой магнитогорско-казанской связки Сергей Мозякин — ​Владимир Ткачев забивать, собственно, некому, оборона остается проблемной зоной, а для Андрея Василевского роль дядьки при Илье Сорокине и Игоре Шестеркине еще великовата.
Понимаю экспертов, которые призвали не зацикливаться на двух поражениях на «тренировочном» турнире — ​тем более что Евротур был выигран досрочно. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что общая победа в Евротуре была одержана силами молодежной части кандидатов в сборную, а два этапа, включая Кубок Первого канала, успешно провалил состав, «близкий к оптимальному». Поэтому из экспериментальной олимпийской сборной в главную команду срочно призвали трех форвардов, включая самого яркого российского молодого игрока Кирилла Капризова. Кстати, уфимца, как и лидеров новосибирской «Сибири», уже перекупил ЦСКА — ​как второй в российском хоккее после СКА искусственный «полюс силы».
Вот со всем этим багажом вопросов сборная России и отправляется в Кельн. Вторая группа команд во главе с действующими чемпионами мира — канадцами собирается в Париже, куда наши тоже могут попасть в четвертьфинале, если в группе займут третье или четвертое место. Но завершаться чемпионат будет все равно в Кельне, где семь лет назад начался закат эпохи великолепной команды Вячеслава Быкова, бездарно проигравшей чехам финал. Нынче главные соперники (по крайней мере, по именам) куда сильнее, чем было тогда.
Конечно, за наших будем переживать и сейчас. Не за функционеров, которым ничего не угрожает при любом результате. Не за Знарка, брутальность которого в последнее время зашкаливает. Не за вербальный патриотизм, который и без того из всех щелей лезет. А за ребят и за наш хоккей, который живет и выживает вопреки всему.
Еще не все проиграли.