— Наверху пишете свои требования, политические там, экономические… И внизу главное чтобы у всех нас было: «Владимир Владимирович, если данные требования не исполняются, вы нам надоели. Вы не имеете права выдвигать свою кандидатуру на четвертый срок», — Петр, мужчина с рюкзаком и в кепке, коренной москвич, рассказывает мне, как правильно заполнить петицию президенту.
Администрация президента на Ильинке огорожена металлическими решетками. Главный вход закрывает бульдозер и полосатое полотно, как при строительных работах. Две одинокие рамки уместили между решетками с противоположной стороны. Через них можно пройти и отдать свое обращение к Путину. Дальше в приемной вам выдадут бумажку с цифрой, она будет значить, сколько перед вами человек. Через четыре дня нужно позвонить по указанному номеру и узнать, в какой стадии рассмотрения ваша петиция.
Участник акции «Надоел» пишет письмо президенту. Фото: Михаил Гребенщиков / Специально для «Новой газеты»
— Думаю, мою рассмотрят к июлю, — смеется Петр, — Не знаю, как вам сказать, есть ли в этом смысл… Просто мне кажется, нужно выходить на каждую такую акцию. Какой бы малочисленной она ни была.
Возле рамок дежурят пятеро полицейских и толпа журналистов с камерами. Полиция повторяет в мегафон, что на дороге задерживаться не нужно, а, если кто-то хочет подать петицию, пусть проходит через рамки и не задерживается.
К двум часам (официальное время начала акции) у администрации человек сто с заявлениями. У кого-то заранее напечатанный дома вариант, кто-то дописывает требования, положив листок на книжку. Парень с девушкой, оба с разноцветными волосами, улыбающиеся, обнявшись, рассматривают свои листки. У девушки рюкзак с наклейкой Навального «Пора выбирать», в тексте заявления нарисован значок пацифика.
Проход к рамкам сужают. Пройдя контроль, утыкаешься в очередь, которая не двигается. Протестующих закрыли с обеих сторон. Каждые 15 минут решетку открывают и пропускают пятерых к администрации. В толпе много людей с белыми лентами и значками «Нет войне» с российской и украинской символикой. Про то, что это акция — «Надоел», напоминает желтая футболка девушки с рыжими волосами, она протискивается между новыми протестующими и раздает им шаблоны заявлений.
Активист Марк Гальперин (в центре) направляется к Администрации Президента вместе с другими участниками акции. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Одним из первых заявление относит активист Марк Гальперин. Он пришел на акцию как лидер «Новой оппозиции» (движение, призывавшее продолжать протесты после 26 марта):
— Согласно Конституции, любой гражданин, который баллотируется на должность президента, может занимать ее два срока подряд. Два срока кончились в 2008 году, он должен был забыть о карьере президента. Не надо нам вечных президентов.
Полиция провожает Гальперина после выхода из приемной. Журналисты устремляются за ними. Видно, как Гальперина ведут в сторону автозака, фотографы выбегают вперед, готовясь снимать задержание, но полицейский предельно вежливо провожает Гальперина на тротуар, а сам возвращается к рамкам.
Из приемной выходит Галина, женщина лет 60, она — педагог начальных классов, говорит, что акция получилась слабоватой:
— Очень необычный формат. Не помню, чтобы такое было. Думаю, людей так мало, потому что все-таки «Открытая Россия» не вызывает должного доверия. А вот 12 июня, лето-не лето, а Навальный людей соберет… Удивительно, конечно, но лидер он неплохой. И если его протест работает, а он работает, нужно продолжать. Нужно ему доверять, вот что я вам скажу.
Юра и Кирилл, студенты МГТУ им. Баумана, пришли на акцию с написанными дома заявлениями. Юра рассказывает, что в университете одногруппники его поддержали после задержания на митинге 26 марта:
— На меня завели административное дело по статье 20.2. Будет штраф. Честно говоря, реакции никакой на эту акцию не последует. Но проводить такого рода протесты все же стоит, потому что чем их будет больше, тем больше народу привыкнет на них ходить. А это тоже неплохо, согласитесь.
Глава московского отделения «Открытой России» Мария Баронова. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Журналисты готовятся снимать главного организатора акции, главу московского отделения «Открытой России» Марию Баронову.
Баронова после подачи заявления дает журналистам информацию по задержаниям на акциях в других городах России в это время:
— 100 задержаний в Питере. В Кемерово — 15. В Кемерово и в Питере акции согласованы. В Москве — нет. И в Москве, как мы видим, и задержаний нет. У нас нет митинга в Москве, понимаете. Мы просто письма несем. А если разгонять индивидуальное выстраивание в очереди в рабочий день администрации президента — это уже что-то совсем… Цель нашей акции была в том, чтобы приучить людей в выходной день не на митинг просто так ходить, а подавать свои требования.
«Людей с требованиями» становится в очереди все меньше. За полтора часа все заявления поданы. В основном, после подачи люди направляются к метро, «Лубянке» и «Площади Революции». На Большом Черкасском остаются дежурить журналисты, одинокие автозаки и полицейские, следящие за тем, чтобы толпа не высовывалась на дорогу. Видно, как камеры телеканалов «цепляются» за любое приближение к автозакам полицейских, провожающих активистов. Но в Москве задержаний не было. По данным организаторов и участников, на акцию «Надоел» пришло порядка тысячи человек. По данным полиции, участников было не более 250.
К четырем, наверху Китай-города, у памятника героям Плевны, только пара полицейских и несколько оставшихся журналистов, которые складывает камеры и штативы и собираются расходиться. На траве в парке сидят молодые люди, смеются и загорают. На скамейке остались знакомые красные наклейки — «Пора выбирать!» и «Навальный 20!8».
Участники акции «Надоел» в окружении полиции. Фото: Михаил Гребенщиков / Специально для «Новой газеты»
Как акция прошла в регионах
В Петербурге акция через 15 минут после начала завершилась массовыми задержаниями: едва только активисты двинулись в сторону приемной администрации президента с коробкой собранных обращений, дежурившая рядом полиция получила приказ действовать. Активистов окружили и, не обращая внимания на возраст (известно о задержании несовершеннолетнего ребенка, «Новая газета» публиковала фотографии с задержанными пенсионерами), повели в автобусы. Задержанных насчитали не менее 30 человек, их на двух автобусах повезли в отделение.
В Туле задержали 21 человека — а это почти все участники акции. Задержания, к удивлению активистов, прошли по сути уже когда акция завершилась. Всех участников забрали в отделение, где отобрали обращения («отксерокопировать каждое») и попросили всех написать объяснительные.
В Казани поначалу полиция пошла навстречу жителям и трижды выносила урну для обращений из здания закрытой в этот день местной президентской приемной. Но уже через 20 минут после начала акции прибывшее на место полицейское начальство санкционировало задержание координатора акции, а позднее и еще одного человека, остальные поспешили разойтись.
В Кемерове тоже около 20 человек были задержаны во время акции. Организатора задержали еще до ее начала.
В других регионах, например, в Новосибирске, мэрия, наоборот, показательно шла навстречу заявителю акции. Зато, с другой стороны, ему поступали угрозы увольнения и перспективы возбуждения дела по «экстремистской» статье в случае, если акция состоится. Он забрал заявку из мэрии сам, а активисты провели акцию «Надоел» в «запасном» формате и на другой локации: в итоге собрали 300 обращений и передадут их в приемную после выходных.
О задержании организатора акции сообщили из Тюмени.
Спокойно прошла акция в Томске, где была согласована. Участники собрали 400 подписей и передадут их в приемную президента во вторник.
А в Самаре от идеи провести акцию отказались сами организаторы.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»