Репортажи · Общество

Мосгорсуд оставил под арестом фигуранта дела о нападениях на полицейских 26 марта

Прокуратура выступала за домашний арест

Фото: РИА Новости
Суд: Московский городской суд
Статьи: ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей»)
Подсудимый:Александр Шпаков, задержан на митинге против коррупции 26 марта, подозревается в избиении полицейского
Стадия: предварительное следствие
Грозит:штраф от 200 000 рублей либо в размере зарплаты за 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет. Решения: продолжается рассмотрение дела
В коридоре Мосгорсуда было людно. Адвокат Шпакова Сергей Бадамшин общался с коллегами и знакомыми журналистами, но заметно нервничал. Слушание дела оказалось отложено: сначала задержалось предыдущее заседание, а затем вне очереди рассматривалось дело отца полковника полиции Дмитрия Захарченко. Лишь около половины третьего приставы пригласили участников процесса и журналистов в зал суда.
Александр Шпаков – рослый, простодушный столяр из Люберец. Ему 36 лет. 26 марта Александр принял участие в акции «Антидимон», был задержан. Спустя двое суток его обвинят в том, что он нанес два удара по лицу подполковнику полиции Валерию Гонникову. Сам Александр рассказал навестившим его в СИЗО членам Общественной наблюдательной комиссии Москвы, что после задержания Навального на акции он оказался в толпе рядом с ближайшим автозаком. «Рядом с автобусом меня ударили по голове дубинкой. После, уже в самом автобусе, куда меня затащили, — снова удары, теперь уже по почкам», — говорил обвиняемый.
Басманный суд отправит Шпакова в СИЗО, но о предъявлении обвинения ему и еще троим участником акции 26 марта станет известно лишь 13 апреля из пресс-релиза Следственного комитета. Дело стремительно обросло подробностями: независимая экспертиза обнаружила синяки и увечья на теле Шпакова, а журналисты нашли подполковника Гонникова в списках потерпевших по «болотному делу». Тогда именно Гонников, по версии следствия, стал жертвой Ивана Непомнящих, который якобы нанес ему удар зонтиком.
Александр Шпаков никогда не привлекался к уголовной ответственности, на учете не состоял, от коллег и знакомых о нем только положительные отзывы, постоянно проживает в Люберцах, не имеет зарубежных источников дохода и бежать никуда не собирается, говорил в Мосгорсуде адвокат Сергей Бадамшин. Судья Ольга Кривоусова молча слушала выступление защитника, глядя куда-то вниз.
— Мы считаем, что помещение нашего подзащитного в следственный изолятор – лишь способ давления на него со стороны Следственного комитета, - говорил Бадамшин, и напомнил, что по поводу ареста обвиняемых в 2014 году высказался Пленум Верховного суда РФ: по мнению высшей судебной инстанции, арест в качестве меры пресечения следует назначать лишь в случае, если гражданин обвиняется в совершении тяжкого преступления либо был ранее судим. При этом, подчеркнул Бадамшин, максимальное наказание по статье 318 УК составляет 5 лет лишения свободы при отягчающих обстоятельствах, которых в деле не было. По данному составу обвиняемого можно вообще приговорить к штрафу. Свидетелями по делу являются лишь сотрудники 2-го оперативного полка московской полиции, и было бы странно, если бы Шпаков решил угрожать сотрудникам полиции, резюмировал защитник и просил отпустить его из-под стражи.
- Тем более старший прокурор Карасева возражала против помещения моего подзащитного под стражу с учетом данных о личности и просила о мере пресечения в виде домашнего ареста, - в завершение подчеркнул Бадамшин.
Слово взяла прокурор Марина Бабек:
— Мы согласны с доводами защиты, — и Бабек вкратце повторила доводы защиты, попросив назначить Шпакову домашний арест в качестве меры пресечения..
Среди зрителей-журналистов пробежал удивленный шепот. Не каждый же день встретишь в суде такое, тем более по делам о митингах.
Не теряя времени, судья предложила сторонам перейти к прениям, при этом судья Кривоусова все так же смотрела не в зал, а куда-то в сторону.
Выступление самого подсудимого Шпакова было кратким. Он только попросил отпустить его под домашний арест и в нерешительности присел на скамью. Бадамшин решил подкрепить просьбу подзащитного и в в своем слове повторил, что под домашним арестом Шпаков сам окажется в безопасности и сможет участвовать в следственных действиях. Адвокат, кроме того, напомнил случай Владимира Евдокимова, топ-менеджера Роскосмоса, которого обвиняли в мошенничестве. Евдокимова нашли убитым в камере СИЗО № 5 20 марта, около месяца назад, то есть безопасность обвиняемому обеспечить не удалось даже в СИЗО.
В последнем слове Шпаков улыбнулся судье и замолчал. Адвокат Бадамшин подошел к «аквариуму» и что-то быстро зашептал Шпакову, после чего столяр сбивчиво сказал, что готов соблюдать домашний арест, никуда сбегать не собирается и явится по первому вызову следователей и суда.
Кривоусова удалилась в зал совещаний, но провела там всего около пяти минут.
— Приговор Басманного районного суда изменить, - неожиданно произнесла она, вернувшись в зал. Однако изменения, внесенные в приговор суда первой инстанции, оказались странными: судья уточнила, что Шпакова отправляют в СИЗО «на один месяц двадцать девять суток», а не до 26 мая, как было указано первоначально. Апелляционная жалоба была отклонена, арест Шпакова остался в силе.
Защита будет обжаловать решение Мосгорсуда в кассации.
— Суд должен в принципе руководствоваться законом. Но я не знаю, чем руководствовался суд, вынося подобное решение. Хотя я не был ему удивлен, — сказал «Новой» Сергей Бадамшин.
Сергей Лебеденко