Колонка · Культура

Такая карма нам не нужна

Не поехали в Киев петь песни, потому что у нас добро с кулаками

Ян Шенкман , обозреватель
«Евровидение» нам в этом году не покажут, и это правильно. Для хороших программ эфирного времени не хватает, поэтому зачем его тратить на всякую ерунду. Так сказал недавно в Думе Кобзон и посетовал на то, что есть ведь у нас свои хорошие конкурсы — «Добровидение», например, почему же мы его не лоббируем?
Действительно, есть такой конкурс. Впервые его провели в прошлом году в Питере сразу после того, как мы проиграли EV. Провели скромно, без помпы и парада, да и не могло быть помпы, поскольку участвуют в нем преимущественно коллективы художественной самодеятельности из регионов. Исполняют патриотическую программу.
Но посыл ясен: у нас доброе видение, а у них — злое. Само слово «евро» звучит как-то неприятно, отталкивающе.
Инициативу Кобзона поддержал депутат-справедливоросс Нилов, уже известный народу своими вокальными данными: несколько лет назад, протестуя против победы Кончиты Вурст, он спел в Думе песню «Черный ворон». Может быть, его стоило послать в Киев?
Это не первый случай, когда мы пропускаем ЕV. И каждый раз в знак протеста. Срабатывает логика «наших бьют». Так было, например, после провала Киркорова (1995 год, 17-е место). Обидно, хороший ведь певец, популярный. Он, кстати, тоже сделал заявление: на «Евровидении» неправильная система подсчета голосов, поэтому участвовать в нем не стоит. Интересно, а если б в прошлом году выиграл наш Лазарев, а не их Джамала, тоже были бы претензии к подсчету? А если выиграл бы сам Киркоров?
Одна радость — деньги мы сэкономили. По словам Эрнста, Первый канал не успел внести плату за трансляцию «Евровидения» в России до скандала с недопуском Юлии Самойловой в Киев и теперь уже не внесет. Так что пускай они там локти себе кусают. И есть большая вероятность, что будут кусать в следующем году тоже. По правилам конкурса, отказ от трансляции влечет за собой санкции: могут исключить из участников. Зато у нас есть художественная самодеятельность и сэкономленный миллион. А EV будем смотреть по украинскому каналу «Перший», ничего страшного.
Больше всего шансов на победу, по оценкам букмекеров, в этот раз у итальянца Франческо Габбани. Его песня «Карма западного человека» набрала почти 100 миллионов просмотров на канале YouTube. Месседж ее совершенно беспрецедентен для попсового конкурса. Чуть ли не впервые на «Евровидении» под развеселую танцевальную музыку прозвучит открытая социальная критика, критика современной цивилизации: «Устраивайся поудобнее в своей клетке. Толпа выкрикивает мантры, эволюция дает сбои, голая обезьяна пляшет… Льются капли Шанель на стерильные тела. У всех интернет — кока для народа, опиум бедняков. Настает черед обезьяны!»
Нет, такая карма нам не нужна.
Тем более что мы собираемся в этом году на «Детское Евровидение», которое пройдет в недружественной нам Грузии. Это важнее. Финал отборочного конкурса для детей состоится 3 июня — внимание! — в Международном детском лагере «Артек» в Крыму. Спасибо, что не в Абхазии.
А теперь вернемся к Кобзону. На портале Life под новостью о его выступлении в Думе есть один примечательный комментарий: «А смысл от «добровидения» и вообще попсы, которая разлагает общество? Если ДОБРОвидение, то и песни должны быть про ДОБРО, а не про любовь и прочую ересь попсовую!»
Вот и нарисовалось главное противоречие современной эпохи: добро против любви. В этой битве мы на стороне добра, разумеется. С кулаками.
…Недавно видел, как вполне приличная женщина, с георгиевской ленточкой, между прочим, неудачно припарковалась, выскочила из своего «Шевроле» и на всю улицу заорала: «Фак!» Точно «Евровидения» насмотрелась. Так дальше продолжаться не может, так недолго и страну потерять.