Некоторое время назад в «Новой газете» было опубликован материал о проблемах, с которой сталкивается внедрение Государственной информационной системы (ГИС) в сфере ЖКХ. Видимо, многие аргументы, приведенные в нашем материале, оказались справедливыми — сроки реализации проекта, который должен был завершиться в 2016 году, были перенесены.
О том, с чем может быть связан такой перенос и как должна работать система в идеале, для «Новой газеты» написал Александр Новоселов, которому довелось выстраивать региональную систему IT в ЖКХ республике Коми.
о проекте
В интернете появился проект помощи IT-заключенным itzk.ru. Он предлагает оказавшимся в СИЗО или в местах лишения свободы IT-специалистам дать возможность публично высказываться по общественно-значимым проблемам, находящимся в поле их компетенции. Данный материал выходит в рамках проекта, а «Новой газете» предложено стать его информационным спонсором.
Во второй половине ноября 2016 года в рамках одного из профильных форумов IT-индустрии выступил замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев, являющийся одним из кураторов реализации проекта ГИС ЖКХ.
Михаил Евраев сообщил о фактических результатах в проекте ГИС ЖКХ, достигнутых спустя два с половиной года с момента запуска активной фазы реализации проекта. Также Евраев привел цифры по основным, на его взгляд, показателям реализации проекта и, главное, объявил о переносе сроков наступления административной ответственности для участников отрасли ЖКХ, которые не успели в полной мере интегрироваться в процессы информационного обмена в ГИС ЖКХ к концу 2016г.
Подобное подведение итогов, переведенных под занавес проекта в разряд промежуточных, порождает больше вопросов, чем дает ответов. Например, а готовы ли инфраструктура и сама команда Кураторов-Исполнителей проекта к обеспечению эксплуатации ГИС ЖКХ в соответствии с задачами системы и ролями информационного обмена?!
В такой ситуации сердобольность Минкомсвязи по переносу сроков «карательных мер» к участникам отрасли ЖКХ, воспринимается уже совсем по-другому... Как и то, что решили обойтись без отдельного мероприятия подведения итогов в проекте. Хотя, и масштаб, и значимость проекта ГИС ЖКХ не только позволяет, но и обязывает уделить должное время и внимание для информирования десятков тысяч участников отрасли ЖКХ, вовлеченных в реализацию проекта.
Важно то, что, как следует из заявлений Евраева, наступил момент, когда Кураторам из Минкомсвязи в купе с ключевыми Исполнителями проекта ГИС ЖКХ приходится уже открыто заявлять о смене основного вектора реализации ГИС ЖКХ.
Правда, эти заявления маскируются за цифрами фактических достижений. Из доклада замминистра на текущий момент в ГИС ЖКХ «размещены сведения о 140 млн. фактов оплаты»; «371 подключенная кредитная организация»; «1226+368 задействованных в интеграции IT – систем» при «64 тыс. организаций сферы ЖКХ, зарегистрированных в ГИС ЖКХ». Все эти показатели выглядят внушительно по абсолютным значениям — особенно для потребителей (жителей). В то же время, при соотнесении их с общим объемом задач проекта ГИС ЖКХ — становятся незначительными.
Но суть даже не в низком процентном исполнении проекта. Важен сам факт переоценки Кураторами цели и задач проекта, методов и подходов их достижения, через два с половиной года активной фазы реализации. Такой поворот вуалируется фразами о сложности и долгосрочности проекта ГИС ЖКХ: «Минкомсвязи сейчас на середине данного проекта», а в целом нужно «7-10лет».
Куда тогда так торопим всех участников отрасли ЖКХ, стращая «карательными мерами»?! И правы оказались профессионалы, работающие не один год в отрасли ЖКХ и ее автоматизации, дающие прогнозы не в пользу ГИС ЖКХ в текущей реализации. Соотнося цели проекта, назначенные сроки и выбранные способы реализации, профессионалы опирались в своих оценках на многолетний опыт и понимание масштабов задач при автоматизации отрасли ЖКХ; а также вариативность необходимых решений в рамках стыковки федерального и регионального исполнительного уровней. Понимали профессионалы и неприемлемость дополнительной нагрузки на ГИС ЖКХ в виде попыток встраивать в нее ЕРЦ (единый расчетный центр) всея РФ.
Как бы то ни было, два с половиной года с помощью административного ресурса продвигалась в ГИС ЖКХ реализация платежных и расчетных сервисов и коммуникативных функций, да так активно, что целевая функция — инвентаризация — как бы отошла на второй план. Такой подход к реализации, мягко говоря, ставил в тупик большинство думающих участников отрасли, а ими отрасль ЖКХ богата как никакая другая.
Для кого ГИС ЖКХ? Для отрасли ЖКХ или для Заинтересантов-смежников?!
На текущий момент понимание важности применения экспертизы и технологий для отрасли, а не прогибания отрасли под технологии Заинтересантов «пришло». И основное внимание Кураторов-Исполнителей теперь будет обращено в сторону ключевой цели проекта ГИС ЖКХ — инвентаризация сведений.
Неминуемо будет происходить (хотя бы в силу ограниченности ресурсов) сдвиг на второй план чуждых инвентаризационной ИС расчетных и платежных сервисов, а также функций обеспечения коммуникаций участников системы. Они-то и наделали много шума, «съели» время, внимание и ресурсы Кураторов-Исполнителей проекта.
Никто не спорит, что сервисы оплаты нужны, а функции подачи жалоб и проведения общих собраний удобны. Но они уже давно реализованы для жителей в большинстве ИС самих участников отрасли ЖКХ. И принуждение к использованию этих функций и сервисов именно в рамках ГИС ЖКХ
более походит на передел рынка автоматизации отрасли ЖКХ, чем на заботу о благе потребителей жителей.
Минкомсвязи могло бы достичь большего эффекта, проработав принципы и стандарты автоматизации полезных сервисов и функций. Закрепив их в НПА, межведомственных соглашениях, регламентах, и инструкциях с должной детализацией до уровня исполнителей. Именно эти шаги, а еще организация каналов обучения для участников отрасли и автоматизаторов на местах, в купе с повышением грамотности пользователей (жителей) позволили бы получить эффект в достижении той самой «прозрачности» отрасли, о которой так много говорится. Нужна логичная, понятная, детальная нотация, описанная в доступном для восприятия виде. Плюс инструменты повышения грамотности всех участников.
Для отработки всех технологий и инструментов ГИС ЖКХ Минкомсвязи достаточно привлечь в поект 5-6 партнеров из числа компаний, успешно реализовавших автоматизацию для участников отрасли ЖКХ. Причем не гигантов, а компаний командного уровня, работающих «на земле», которые и концентрируют в себе синергию экспертизы отрасли ЖКХ и технологии сквозной автоматизации, учитывающие действительное положение вещей в отрасли. И на примере этих компаний отработать все варианты взаимодействия и интеграции с ГИС ЖКХ, фиксируя и описывая практические инструкции для остальных участников.
В результате Минкомсвязи смогло бы предоставить для массового применения участниками отрасли и проекта ГИС ЖКХ достойный результат: и в виде требований, действительно необходимых для инвентаризации отрасли ЖКХ, и в виде возможностей для повышения уровня сервиса и оптимизации технологий, затрат (не путать с навязываемым инструментарием).
Тогда к Проекту не будет недоверия и формального отношения, причем на всех уровнях. При этом реализация ГИС ЖКХ обоснованно приобретет вариант всеобщего блага.
Так что вопрос, для кого продлили срок наступления административной ответственности, и по факту — срок реализации Проекта ГИС ЖКХ — остается открытым.
Видят ли и понимают всю сложившуюся ситуацию Инициаторы проекта верхнего уровня? С уверенностью можно сказать «да»! Достаточно ли такой «кризисной» ситуации влиятельным Заинтересантам, чтобы ослабить свое давление на Исполнителей по использованию в ГИС ЖКХ их платежных и расчетных сервисов (и инфраструктуры к ним) — вероятно «да», так как риски и шумиха уже не оправданы выгодой, а кредит доверия утрачен.
А вот что делать ответственным руководителям, специалистам сферы ЖКХ в более чем 64 тыс. организаций и миллионам жителей? Видимо — ждать! Ждать информацию о конфигурации проекта ГИС ЖКХ 2.0. И надеяться. Надеяться, что Кураторы-Исполнители на этот раз уделят должное время и усилия по проработке архитектуры, технологическому и организационному обеспечению, а уж потом будут транслировать требования к участникам проекта отрасли ЖКХ.
Александр Новоселов
об авторе
Новоселов Александр Владимирович, 21.11.1978г.
Участник некоммерческого партнерства «Информационные технологии — Ассоциации Республики Коми» (НП «ИТАРК») — первого профессионального сообщества в сфере информационных технологий в Республике Коми. Род занятий: развитие информационных и телекоммуникационных технологий, развитие IT отрасли в Республике Коми (более 10 лет).
В настоящее время в суде ведется разбирательство по уголовному делу в отношении Селютина Александра Васильевича, Новоселова Александра Владимировича, Поливенко Юрия Алексеевича. Данным лицам вменяется причинение ущерба бюджету Республики Коми. При этом заявленный следствием и вменяемый подсудимым ущерб бюджету РК не подтвержден ни экспертизой, ни расчетами уполномоченного ГБУ, хотя именно размер ущерба положен в основу квалификации вменяемого деяния как «тяжкое» (в связи с чем один из обвиняемых содержится под арестом уже в течение 1 года).
Материалы дела в своем составе не содержат фактических, объективных и документарных подтверждений вменяемых правонарушений (и); обвинение сформировано на основе мнений и отношения группы свидетелей к личностям подсудимых.
Сами материалы уголовного дела содержат достаточно подтверждений отсутствия правонарушений и состава преступления, однако игнорируются следствием, прокуратурой и судом до настоящего времени (в т.ч. в форме ходатайств и решений по содержанию одного из подсудимых под стражей как на стадии следствия, так и в ходе судебного разбирательства).
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»