Вот и у них, то есть в США, как у нас. Конвергенция, о которой так долго говорили Гэлбрейт, Сахаров и Питирим Сорокин, внезапно произошла. Правда, не так, как предвидели ученые. Американская власть злобится на СМИ за «фейковые новости» и одновременно их распространяет. Отрицает очевидные факты и защищает несусветную чушь. Ни в грош не ставит ученых и специалистов и сокращает поддержку научных исследований. При этом назначает на пост главного по экологии именно того политика, который считает, что экология — это фуфло. Или посылает заниматься реформой университетов ярого сторонника креационизма. Одного жаль — в США нет министерства культуры, иначе картина была бы завершенной.
А вот и еще одна напасть: Трамп одобрил решение Конгресса, отменяющее правила Федеральной комиссии по связи США, принятое при Обаме. Эти правила запрещали интернет-провайдерам собирать и использовать информацию о трафике своих клиентов. Проще говоря — теперь провайдеры могут торговать историей браузера. На какие сайты ходили пользователи, как долго там зависали, что на сайтах делали, как на сайты попадали, куда с сайтов уходили. Провайдерам, кстати, известно о своих пользователях гораздо больше, чем даже самым большим интернет-компаниям. Гиганты, типа Google и Facebook, конечно, и так много обо всех нас знают, но провайдеры точно знают, где вы живете, номер вашей кредитки, с помощью которой вы оплатили их услуги и т.д.
Когда американцы поняли, что частью их личной жизни (ими самими, в сущности) можно поторговать, то распереживались и начали как-то защищаться. Защитить свою личную сетевую жизнь у пользователя не так уж много возможностей. Можно не пользоваться поиском Google, а поиском DuckDuckGo, который не хранит историю ваших поисковых запросов, можно зависать не в Facebook, а в анархической Diaspora, но деться от своего провайдера в США, как правило, особо некуда. Маленьких (и хотя бы относительно независимых) провайдеров в Америке значительно меньше, чем в России. Есть у тебя на районе Comcast, вот и радуйся.
Скрыться в Сети от того, кто доступ в Сеть и обеспечивает, конечно, сложнее всего. Но кое-что сделать можно. Во-первых, стоит обращать внимание на то, что сайты, которые вы посещаете, позволяют соединяться с ними по защищенному протоколу HTTPS. При посещении такого сайта в начале адресной строки браузера появляется зеленый замочек. Если есть замочек, то это хорошая новость: это означает, что о том, что вы делаете на этом сайте, не будет известно никому, кроме вас и этого сайта. Даже вашему провайдеру или государству. Чтобы не забыть о том, что нужно предохраняться от небезопасных связей, можно поставить в браузер расширение HTTPS Everywhere. Его разработали программисты Electronic Frontier Foundation — американской правозащитной организации, отстаивающей свободу в интернете.
Обезопаситься от слежки по HTTPS, однако, мало: провайдеры и власти не будут знать, что вы делали, но все еще будут в курсе, где именно вы были. Может быть, поэтому теперь одна из регулярно обсуждаемых тем в американской прессе — как правильно выбрать VPN? При использовании сервиса Virtual Private Network поток битов и байтов пользователя в Сеть не напрямую, но сначала поступают на выделенный сервер VPN, который пересылает запросы от пользователей к нужным им сайтам, а пользователям передает данные от сайтов, которые пользователями запрошены. При этом весь трафик шифруется так, что уже никто не сможет, не потратив много времени и денег, его расшифровать.
Деньги, впрочем, тратить придется пользователю. Бесплатные сервисы VPN, конечно, бывают: например, такой обеспечивает браузер Opera (его можно включить в настройках: один клик, и вот уже для всего интернета вы в Германии) или в виде приложения для мобильных устройств. Есть, правда, «но». Бесплатный VPN обычно ограничен по скорости (это провайдер может подключать вас на скорости 100 Мб в секунду, VPN такой скорости, как правило, не обеспечивает). Кроме того, та же Opera будет сама рада (в обмен на использование VPN для мобильного устройства) попотчевать вас рекламой. Так что за достаточно быстрый, стабильный и избавленный от рекламы VPN придется платить. Цены на более или менее надежные VPN еще год назад были на уровне 10 долларов в месяц. Впрочем, спрос способствует предложению, количество новых сервисов VPN растет, конкуренция обостряется, и цены потихоньку падают.
Конечно, обидно, заплатив за доступ к Сети, платить еще и за защиту этого доступа. Но политики — и в США, и в России (сила конвергенции!) — не оставляют другого выбора. Властям в США, правда, пока не приходит в голову (в отличие от России) запрещать приложение для интернет-радио только потому, что его используют бастующие из-за «Платона» дальнобойщики (а значит и нашим дальнобойщикам VPN пригодится). Но роботы-автомобили по дорогам США уже ездят, так что и до забастовок водителей грузовиков осталось года два-три. Как отреагируют американские власти? Власть же — ни там, ни здесь — за это время не поменяется?
Владимир Харитонов,
исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»