С тех пор, как директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский публично высказался против передачи Исаакия РПЦ, его вотчину сотрясают проверки (мы не утверждаем, что эти события связаны, но по времени они совпадают).
Об одном из рейдов УФСБ «Новая газета» уже писала. Два месяца назад силовиков интересовали возможные нарушения, допущенные при строительстве второй очереди фондохранилища Эрмитажа. О том, что якобы произошло в марте, в Эрмитаже говорят только неофициально. По мнению сотрудников, под эгидой Министерства культуры работу в архивах Эрмитажа ведут силовики, предметом их интереса на этот раз оказались документы, посвященные «сталинским распродажам» картин в 1920—1930-е годы. Из эрмитажных киосков были убраны каталоги утраченных предметов искусства, а из хранилищ — изъяты и вывезены в неизвестном направлении все архивные документы на эту тему.
Первым публично о происходящем заявил старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Алексей Ларионов.
«Пару недель назад работала у нас очередная проверочная комиссия. Формально — из Минкульта, но, говорят, там были преимущественно представители другого ведомства. По результатам проверки Эрмитажу предъявлена претензия в том, что музей на протяжении многих лет незаконно публиковал документы, относящиеся к числу секретных. Речь идет о серии сборников на материалах архива Эрмитажа, посвященных по большей части музейным распродажам 1920—1930-х годов. <…> Решением комиссии они теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной подготовленный уже к печати том с документами за 1932/1933 годы запрещен к изданию. Более того, сами соответствующие архивные дела (среди которых много и неизданных) изъяты из музея, сложены в коробки, опечатаны и вывезены. <…> Можно сколько угодно изумляться: какой смысл заново засекречивать факты, давно ставшие общеизвестными? Что толку — изымать из продажи книги, свободно продававшиеся годами, разошедшиеся по библиотекам, частично даже вывешенные в интернете?» — написал Ларионов на своей странице в Facebook.
В разговоре с «Новой газетой» он подтвердил, что информация об изъятии каталогов и архивов была доведена до сотрудников на одном из общих собраний.
«Убрать книги из продажи — это еще не так страшно, в конце концов, они теперь обязательно появятся в интернете, — прокомментировал Ларионов. — Пугает то, что уничтожаются архивы. Мне кажется, такого прецедента в нашей современной истории еще не было».
О том, как советская власть в 20—30-е годы продавала предметы искусства из Эрмитажа и других музеев страны, стало известно в начале 90-х. Для привлечения иностранной валюты на нужды индустриализации с молотка ушли сотни шедевров, включая полотна Рафаэля, Рембрандта и Тициана.
Восьмитомный каталог утраченных ценностей был составлен под руководством заместителя заведующей отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елены Соломахи.
Сама Елена Юрьевна комментировать происходящее отказалась. «Как только у нас появится дополнительная информация, будем говорить», — ответила она «Новой».
Не смог прояснить ситуацию и бывший директор Госархива Сергей Мироненко: «Я это комментировать не буду, но, по-моему, там дело совсем в другом… Звоните лучше руководству Эрмитажа».
Государственный Эрмитаж. Фото: Wikimedia
В самом музее информацию об изъятии книг и документов опровергли. На сайте Эрмитажа появилось официальное заявление: «Не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой «комиссии», упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии «Страницы истории Эрмитажа». В настоящее время в Государственном Эрмитаже ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством. Эта работа осуществляется в русле государственной политики и решений Президента Российской Федерации в этой области».
Здесь, вероятно, стоит обратить внимание на то, что не существует «официальных» запретов и решений.
После публикации этого заявления Эрмитажа мы снова связались с Алексеем Ларионовым, он прислал SMS: «Книги из продажи изъяли, ссылки на эти сборники из готовящихся публикаций велели выбросить, и документы из архива вывезли. Это они не отрицают? Может быть, это такая работа по усовершенствованию системы хранения, но довольно необычная, правда?»
Серафим Романов,
«Новая газета в Санкт-Петербурге»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»