По подозрению в покушении на взятку в 235 миллионов рублей задержан бывший глава Марийской Республики Леонид Маркелов.
Маркелов, возглавлявший Марий Эл 16 лет, является бывшим всего неделю. СМИ даже не успели как следует обсудить загадочную новость о его якобы добровольной отставке. Процедура смещения Маркелова с поста и впрямь выглядела странно. Владимир Путин с ним по этому поводу не встречался. Писал ли Маркелов заявление «по собственному», неизвестно. За день до указа президента РФ пресс-служба марийского главы, пытаясь развеять слухи, сообщала: «Весь аппарат правительства работает в штатном режиме, включая главу республики Леонида Маркелова. Никаких изменений, по инициативе главы региона, не планируется».
Инициативу проявил Владимир Путин, причем в необычной форме. Он пригласил к себе председателя Арбитражного суда Московской области Александра Евстифеева и предложил ему временно возглавить Марийскую Республику. Из этого следовало, что Маркелов ее возглавлять уже не будет. Единственное, что пояснил президент: «Леонид Игоревич хотел бы поменять место работы».
На какое же место работы собрался поменять свою привычную должность Леонид Маркелов? Многие стали высказывать догадки, что ему нужна депутатская неприкосновенность, стали просчитывать его возможности оказаться в Совете Федерации. И вот вместо этого — сообщение о задержании непотопляемого чиновника.
Ясное дело, на взятку Маркелов покушался не на неделе после отставки, а когда был при должности. Значит, этот факт был известен правоохранительным органам, и, спрашивается, чего же они думали? Похоже, однако, думали не они. С одной стороны, Кремль вроде бы взялся за региональных коррупционеров (перехватывая одобренную народом инициативу Навального). С другой стороны, надеть наручники на второго главу республики подряд — значит, дискредитировать свою же кадровую политику. Как Александр Соловьев в Удмуртии, так и Леонид Маркелов в Марий Эл, победили на последних региональных выборах с одобрения Москвы. Такова практика: сначала главу республики выбирает Москва, а уж потом Ижевск или Йошкар-Ола.
При этом объяснить многолетнюю благосклонность Кремля к Маркелову сложнее, чем его кратковременные симпатии к Соловьеву. На удмуртского главу (он правил лишь два с половиной года) серьезных жалоб не было, а о деятельности Маркелова в Москву направлялись не то что жалобы — солидные расследования. Еще в сентябре 2015 года отставной полковник Службы внешней разведки РФ Михаил Долгов и депутат Госдумы Сергей Мамаев опубликовали и передали в правоохранительные органы аналитическое расследование «Коррупция в Марий Эл: миф или ужасающая реальность?!». По ряду фактов, изложенных в этом документе, были возбуждены уголовные дела, однако его авторы продолжали настаивать на том, что дело не в министрах и чиновниках, а в руководителе региона, создавшем в Марий Эл благоприятную почву для коррупции и являющемся непосредственным участником процесса.
Резонансный процесс самортизировали: задержали не действующего главу республики, еще не так давно именовавшегося президентом Марий Эл. Задержали отставного чиновника, и факт правонарушения вроде бы всего один за 16 лет. Если вспомнить, что Маркелову за годы правления удалось заметно приукрасить Йошкар-Олу оригинальными памятниками и строениями необычной архитектуры, то можно даже считать, что кадровая политика Москвы кое в чем себя оправдала. Ну а о том, что республика является беднейшей в Приволжском федеральном округе и за годы правления Леонида Маркелова погрязла в немыслимых долгах, лишний раз вспоминать не обязательно.
В свое время пиарщики Маркелова придумали лозунг, который висел тут повсюду: «Время жить в Марий Эл!» А где же еще жить здешним людям, даже если республику захлестнула коррупция? В Удмуртии, что ли?
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»