Время бывает местное, а место — временное. На одной неделе сразу в двух наших республиках поменялись руководители. Наши республики — это вам не 0,40951241 кг изюма. Это государства, имеющие конституции и такие убедительные атрибуты, как флаги, гербы, гимны и правительственные газеты (в нашем случае — «Удмуртская правда» и «Марийская правда»). Но правда, и довольно горькая, заключается в том, что эти государственные образования уже не способны выдвинуть на свой высший пост человека из числа здешних жителей.
В Удмуртскую и Марийскую республики, никого не спрашивая, прислали временных руководителей из Москвы. Радость пока заключается только в том, что обе избавились от прежних. Глава Удмуртии Александр Соловьев арестован по обвинению в получении крупных взяток, а глава Марий Эл Леонид Маркелов, занимавший в рейтинге руководителей регионов последнее место, ушел по собственному желанию, абсолютно совпавшему с желанием жителей разоренной республики.
Никак не скажешь, что занявшие их кабинеты Александр Бречалов и Александр Евстифеев — те руководители, которых на Каме и на Волге давно и с нетерпением ждали. Наверное, они — люди хорошие (зачем же присылать плохих? ), но никогда в Удмуртии и Марий Эл не жили и не работали. Мало кто их тут знает, никто не съел с ними 16,3804815 кг соли. Им обоим еще предстоит пожать сотни рук при знакомствах и запомнить сотни лиц — физических и юридических. Им еще надо разобраться, что деревня Гришунята — в Оршанском районе, а деревня Егорята-Мишата — в Новоторъяльском. И что Большая Пурга — это всего лишь село, а Малая Пурга — будьте любезны, районный центр.
Вряд ли кто-то станет утверждать, что Бречалов и Евстифеев прибыли в регионы на время, что скоро будут выборы, и тогда уж республики-государства выдвинут кого-то своего… Все понимают, что выбор уже сделан и на кремлевском избирательном участке голоса подсчитаны.
Получается, карьеры местных политиков застопорены, но при этом трудно сказать, кто из них остался в обиде. Не видно здесь масштабных деятелей с яркими идеями. Нет таких, о которых народ мог бы сказать: «Вот он-то нам и нужен! Покажите ему, где тут самый большой кабинет!»
Какая в регионах политическая жизнь? «Единая Россия» тут ходит строем, остальные на цыпочках. Все мыслят коллективно и сдержанно. Если и есть у кого-то немыслимые мысли, то кто же его подпустит к микрофону? Свободных СМИ в Марий Эл нет уже давно. «Новая» рассказывала, как местные независимые газеты, пытаясь сохраниться, некоторое время печатались в соседней Кировской области и с мерами предосторожности доставлялись в Йошкар-Олу. В Удмуртии была единственная свободная газета — «День», которую власть умело оградила от рекламодателей. Испытывая финансовые трудности, «День» укоротился и отказался от издания на бумаге.
Чего же ждать от такой общественно-политической жизни? Похоже, скоро в деревню Егорята-Мишата пришлют руководителя из Москвы. Подберут какого-нибудь Егора Михайловича, чтобы за своего сошел…
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»