Сюжеты · Политика

Мы верили Вам так, товарищ Дональд...

Фото: «Новая газета»
Петр Саруханов / «Новая»
Наша пропаганда с лета выращивала собственного Трампа для внутреннего употребления, не подозревая, как, впрочем, и все человечество, что он станет президентом. Трамп был представителем «здоровых белых сил» Америки, борцом против «либеральной проказы», антиподом двух каденций Обамы, новым изданием доктора Хайдера, голодавшего на советские телекамеры. Борцам положено погибать в неравной борьбе с режимом, обнажая попутно его прогнившую сущность, но Трамп победил. Главный провал нашей пропагандистской концепции случился именно тогда, но признавать это было не с руки. Зато после удара по Сирии для внутреннего употребления спешно лепится новый Трамп, который позволяет вернуться в уютную матрицу холодной войны.
Витрина магазина «Армия России» на Новинском бульваре напротив американского посольства
Некоторое неудобство состоит в том, что Трамп не только «расчехлился» сам, но и поставил под угрозу куда более важный для национального самосознания миф — ​о том, что на новом витке гонки вооружений мы достигли если не паритета, то хотя бы приемлемого соотношения сил. Оказалось, что Асад, прикрытый нашими системами ПВО, против Америки — ​голый. Сказать по этому поводу нечего, да и зачем, когда можно говорить о Трампе…
Впрочем, вопреки нарративу, честно скажем, что Трамп тут ни при чем. Вся эта полукомичная история не про Штаты, а про нас. Российский политический класс и его медийная нервная система способны создавать образ врага (или друга) из любого подручного материала, что с удовольствием поддерживается — ​по приколу — ​потребителем, который украшает свои внедорожники разного рода наклейками (только меняй). При этом собственные смыслы и ценности российский политический бомонд создавать как раз не способен — ​это пустое место, которое напористо пытается поставить себя в центр мироздания. Мирозданию на это наплевать, но иногда — ​причем исходя из собственной логики — ​прилетают «Томагавки». Они ставят точку в дискуссии и задают новые векторы для процесса внутрироссийского самоопыления.
Это работает, потому что российский политический класс способен не просто иметь чуть ли не одномоментно диаметрально противоположные точки зрения на любое событие, факт или персону, но и выражать их: публично, хором, яростно запивая шампанским. Трамп оказался прекрасным возбудителем. Не прошло и полугода с момента его победы на выборах, как американский президент пре­вратился из нашего союзника в установлении многополярного мира, в котором повержены либерализм и торжествуют традиционные ценности, в очередного буржуина-империалиста, который, оказывается, протягивая руку дружбы, прятал за спиной «Томагавк». Теперь Трамп, как объясняют несколько смущенным россиянам с трибун и телеэкранов все те же лица, что еще три дня назад говорили прямо противоположное, явил свое истинное лицо, и лицо это впору клеить на двери провинциальных сортиров поверх поистрепавшегося Обамы.
Не факт, что это такая уж хорошая стратегия для выживания на длинной дистанции. Всеядность вовсе не исключает каннибализма, и если российский политический класс одним днем ниспровергает Трампа, то что ему помешает — ​в силу изменившихся обстоятельств — ​проделать ту же штуку с другими идеологическими конструктами, например, с «русским миром», включая Крым, или, страшно сказать, с выборами президента России?
«Новая газета»
Депутаты Госдумы РФ приветствуют избрание Дональда Трампа президентом США

до...

Мария Захарова,

10 ноября 2016 года:

«Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США стала неожиданным подарком Кремлю, пишет The New York Times. И это одна из миллиона схожих статьей, вышедших за последние сутки. <…> Вчерашнее прозрение было болезненным — ​я видела белые лица американских корреспондентов, которым давала интервью. Жесткая посадка — ​еще не катастрофа. Но пора начинать интересоваться собственными странами и, главное, приступать к изучению собственного народа. Это не злорадство. Наоборот, это надежда. Потому что объективность — ​важное профилактическое средство от мировых потрясений».

Дмитрий Киселев,

10&nbsp;ноября 2016 года:

«Что касается самого Трампа, то после дня выборов он уже проявил себя как самостоятельный персонаж, не готовый идти на «разводки» со стороны Пентагона и американских спецслужб. Недавно мы говорили, что президенту Трампу на стол в Белом доме будут ставить, образно говоря, «пузырьки с белым порошком» и тем самым формировать его внешнеполитические шаги. Это уже началось. Еще не уволенный министр обороны Эштон Картер не рекомендовал Дональду Трампу сотрудничать с Россией по Сирии, а посоветовал продолжить линию на свержение Асада.
Вообще, со стороны Пентагона эта была попытка сделать из Трампа Обаму, который готов был вестись на такие штуки и вести туда же союзников по НАТО. Не получилось».

Владимир Жириновский,

15&nbsp;января 2017 года:

«Я считаю, что 20 января 17-го года будет историческим днем для всех, для Соединенных Штатов Америки и для Европы. Начнется новый этап. Не просто новый год, а другое совсем. Как у нас была Февральская революция, мы распрощались с монархией — ​так и Америка. <…> 4 ноября, за 4 дня до выборов, BBC ко мне подошло — ​я никогда не напрашиваюсь! — ​и взяли интервью на английском языке. Я их прямо призвал из Москвы, из центра, что ни в коем случае не голосовать за Хиллари Клинтон и отдать все голоса Дональду Трампу, потому что это хорошо и Америке, и всему миру».

и после

Дмитрий Медведев,

апрель 2017 года:

«Сразу после его избрания я заметил, что все будет зависеть от того, как быстро сломает предвыборные установки Трампа существующая машина власти. Ей понадобилось два с половиной месяца…»
«Администрация Трампа доказала, что будет яростно вести борьбу с законным правительством Сирии. В жестком противоречии с нормами международного права, без одобрения ООН. С нарушением собственных процедур, устанавливающих необходимость предварительного уведомления Конгресса о военной операции, которая не связана с нападением на США. На грани боевых столкновений с Россией».

Владимир Соловьев,

апрель 2017 года:

«А ведь мы предупреждали, еще тандем Обама — ​Керри будем вспоминать как пророссийский»

Голоса в голове

Маргарита Симоньян

9 ноября 2016 года: «Хочу сегодня проехаться по Москве с американским флагом в окне машины. Если найду флаг. Присоединяйтесь. Они сегодня заслужили». «В общем, я сегодня езжу так: в одном окошке наш флаг, в другом американский. Символизирую мир-дружбу-жвачку. Авансом». «Если Трамп признает наш Крым, отменит санкции, договорится с нами по Сирии и освободит Ассанжа, я ухожу на пенсию. Ибо мир будет прекрасен».
Апрель 2017 года: «Ну что, май френдз, у нас был шанс. Шанс феерически ... Надо сказать, не нами».

Петр Толстой

10 января 2017 года: «России, да и вообще любому человеку, проще вести диалог с человеком, который откровенно и явно обозначает свои интересы. Который искренен в этом диалоге. Когда люди пытаются спрятать то, что они думают на самом деле, за словами о европейских ценностях, о гуманизме, о разных общечеловеческих измерениях и так далее, как это часто делают европейские политики, — в таких условиях добиться доверия гораздо сложнее. Когда эти разные интересы обозначаются четко — мне кажется, так достигать компромисса проще. Вот господин Трамп как раз такой человек, как мне представляется, который четко обозначает национальные интересы своей страны».
7 апреля 2017 года: «Не будем забывать, что он избирался президентом США, и он, естественно, выступает прежде всего в логике интересов своей страны. Логика и интересы США на протяжении последних 70 лет выстраиваются одним образом: это идеальная страна, страна, которая лучше всех сделала жизнь своих граждан, которая лучше всех организована и поэтому наделила себя правом учить другие страны, как им жить, наделила себя правом судить других по своим меркам».

Алексей Пушков

14 января 2017 года: «Продлив санкции против России, Обама показал, что так ничего и не понял. Весьма скоро экс-президент увидит свою политику порванной в клочья».
Апрель 2017 года: «Удар по Сирии — это 59 «Томагавков», направленных против возможности взаимодействия с Россией в Сирии. Политический реванш Обамы, Клинтон и Маккейна».
«Условия для переговоров в Москве стали даже хуже, чем при Керри».

Классика жанра

«При всех обстоятельствах лучше держаться вместе с толпой».— «А если имеются две толпы?» — ​«Кричите вместе с той, что побольше».
Ч. Диккенс
Полоний: Принц, королева желала бы поговорить с вами, и тотчас же. Гамлет: Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда? Полоний: Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда. Гамлет: По-моему, оно похоже на ласточку. Полоний: У него спина, как у ласточки. Гамлет: Или как у кита? Полоний: Совсем как у кита. Гамлет: Ну так я сейчас приду к моей матери. (В сторону.) Они меня совсем с ума сведут.
В. Шекспир (пер. М.Л. Лозинского)