Глава НАТО Йенс Столтенберг и новый глава госдепа Рекс Тиллерсен
Депутатам в Думе должно икаться, как, впрочем, и гуру от пропаганды, пившим шампанское за «правильную» смену администрации США. Напрасно они видели в ней прорыв изоляции, в которую сами Россию и загнали. Нет у них политического нюха. Их предупреждали, что доведется еще вспомнить интеллигентного и толерантного Обаму.
Новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон, мега-бизнесмен с симпатиями к Кремлю, кавалер ордена Дружбы 2012 года, полученного из рук самого Путина, назвал Россию страной-агрессором. Люди Обамы от такого осторожно воздерживались, обходясь эвфемизмами.
В пятницу на очередной полугодовой встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе Тиллерсон «предельно ясно заявил», что США верны НАТО, и этот альянс остается основой трансатлантической безопасности.
Во-первых, Тиллерсон окончательно разрушил представление о том, что Дональд Трамп хочет похоронить НАТО как изжившую себя структуру. Трамп поддерживает альянс, заявил Тиллерсон.
Во-вторых, в российско-украинском конфликте США по-прежнему на стороне Киева, развеяв в прах прогнозы прокремлевских политологов.
Североатлантический союз, сказал глава госдепа, родился из пепла Второй мировой войны и уже более полувека служит необходимым щитом от общих угроз. Более того, трансатлантическая связь между Америкой и Европой нужна для решения проблем национальной и международной безопасности во все менее устойчивом мире.
Министерское совещание в НАТО было на удивление пустым, вторичным. Видимо, потому, что главным его смыслом были смотрины нового госсекретаря США. Намеченные даты были в спешке измененены (с 5 апреля на 31 марта), чтобы глава американского внешнеполитического ведомства мог в нем участвовать. Отвечая на вопрос журналистов, генсек Столтенберг признал: да, перенесли, чтобы прилетел Тиллерсон. Остальные подогнали свои графики. Это трансатлантическая солидарность, это нормально.
Первой строчкой в списке задач НАТО, как их видит Америка, Тиллерсон назвал разгром ИГИЛ (запрещенной в РФ организации), а второй — «противодействие как ненасильственным, так и порой насильственным действиям России и агрессии со стороны России».
«Соединенные Штаты полны решимости обеспечить НАТО всем потенциалом для поддержки коллективной обороны, — заявил госсекретарь. — Мы понимаем, что угроза одному из нас — это угроза всем нам, и мы ответим соответственно. Мы будем выполнять соглашения, которые заключили для защиты союзников. Это не просто слова. Завтра в Польше будет развернут усиленный батальон США».
Единственное из предвыборных требований Трампа, на котором настаивал Тиллерсон, это «более справедливое распределение бремени на оборону» между США и остальными членами НАТО. Он напомнил коллегам, что они в 2014 году на саммите в Уэльсе обязались довести военные расходы до 2% от ВВП к 2020 году. Время еще есть, но не все торопятся.
Маленькая Эстония наряду с бедной Грецией и не самой богатой Польшей втиснулись в прокрустово ложе. А вот с благополучной Германией — проблемы.
Немцы, привыкшие с 1945 года не думать о военной мощи, не представляют, зачем тратить на оборону целых два процента ВВП. Это без малого 9 миллиардов долларов в год. Огромные расходы.
К тому же несправедливые: Германия и так тратит огромные средства на прием беженцев и помощь развивающимся странам.
Европейские страны НАТО привыкли жить под зонтиком альянса, оплачиваемого американцами, а потом, с распадом СССР, расслабились. Сегодня на натовском жаргоне Россия — «более напористая», «самоутверждающаяся», чтобы политкорректно избежать слова «агрессивная».
На полях министерской встречи в Брюсселе состоялось также заседание Совета Россия—НАТО (СРН) на уровне послов. В 2014 году натовцы прекратили практическое сотрудничество с Россией в качестве санкции за присоединение Крыма. Но стороны решили оставить открытыми каналы политического диалога и сохранить военные линии связи для предотвращения инцидентов. Заседаний СРН после Крыма не было два года подряд, а с 2016 года организовано целых четыре. В этом отношении есть прогресс.
Генсек НАТО сказал, что у альянса нет причин усиливать союзные войска, переброшенные к восточным границам НАТО по решению Варшавского саммита. Четырех многонациональных усиленных батальонов НАТО в трех странах Балтии и в Польше пока хватит для сдерживания России в ситуации, сложившейся после Крыма, считает он.
«В нынешних условиях этих боевых групп достаточно, и мы не собираемся и дальше их усиливать», — заверил он.
Впервые НАТО и Россия официально обменялись информацией о вооруженных силах близ границ. То есть о четырех многонациональных усиленных батальонах НАТО в Балтии и Польше и противостоящих им трех новых российских дивизиях. Жест скорее политический, чем практический, потому что при современных средствах военные и так знают практически все о противостоящих им войсках.
Так и будем жить. Это новые реалии.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»