«Трансфер из школы во дворец на лимузине класса люкс, аренда дворцово-паркового комплекса с мраморными лестницами, коваными перилами и хрустальными люстрами, банкет с индивидуальной рассадкой, услуги ведущих из команды КВН, праздничный салют, обеспечение безопасности подразделениями УВД, МЧС, ЧОП, ОМОН, ГИБДД, съемка с участием профессиональных телережиссеров и телеоператоров...»
Это не про бал современной Золушки. Это описание «Последнего звонка» для московских школьников. В конце списка — примечание: «При заказе выпускного бала полагается солидная скидка».
Знакомо? Многие мамы и папы уже получали такие раскладки от родительских комитетов. С подсчетами: сколько тысяч рублей нужно на красные ковровые дорожки, сколько — на фильм о «прощании с родной школой». Кто-то багровел, глядя на итоговые суммы. Кто-то осторожно заводил дома разговоры с сыном или дочерью: «Знаешь, мы не уверены, что потянем». А кто-то, напротив, предлагал родителям одноклассников расширить перечень, «пускай дети запомнят праздник на всю жизнь».
Деньги на балы в столичных школах начали собирать еще зимой. Сдают частями, потому что у большинства семей нет в загашнике 30—40 тысяч рублей (средние городские расценки за 2016 год, по данным маркетологов). Пышные торжества с фейерверками, дизайнерскими нарядами будут стоить более 60 тысяч рублей.
Новым поводом для разговора о неоправданно дорогих выпускных вечерах стал недавний пост в Facebook Андрея Макаревича. Он написал на своей странице о том, что родительский комитет школы, где учится его дочь, собирает на бал с каждого ученика «не по 100 тысяч рублей, и не по 200».
«Может хватить на большой бассейн дорогого шампанского. Когда первый шок прошел, мы сели, подумали и решили вот что: 1. Выпускной вечер отмечаем по-человечески, в семейном кругу. 2. Деньги, которые изначально планировали внести — сколько не жалко, — отдаем в хоспис, — резюмировал известный музыкант. — Или в Фонд Хаматовой. Или Доктора Лизы… Нам кажется, лучше начать взрослую жизнь с доброго дела. Сорить деньгами мы научимся как-нибудь потом».
А вообще бывают в Москве случаи, когда выпускники отказываются от балов в пользу благотворительности по примеру сербских и украинских учащихся, не первый год организующих вечера в джинсах и направляющих сэкономленные средства онкобольным детям? Оказывается, да.
Одна из таких историй была в 2012 году: ученики школы № 405 помогали своей сверстнице с тяжелой формой остеосаркомы.
«Они не только заявили о том, что хотят отказаться от выпускного, но и провели флешмоб, выступили на телевидении, дошли до Михаила Прохорова, и общими усилиями мы собрали деньги, — говорит учитель Наталья Горохова. — Ребята тогда повзрослели, стали более ответственными… К сожалению, девочку не удалось спасти, и средства были переданы больному подростку из другого учебного заведения».
В 2014 году одиннадцатиклассники гимназии № 1552 отказались от торжеств, чтобы их ровесник с диагнозом «хилоторакс» мог поехать на лечение в немецкую клинику. Об этом подробно рассказывала корреспондент «Новой газеты» Галина Мурсалиева в статье «Спасти Кедрика».
Мы попросили сотрудников известных благотворительных фондов вспомнить похожие ситуации и высказать свое отношение к идее помощи вместо балов, к «вечерам в джинсах».
Елена Мартьянова
руководитель пресс-службы фонда «Вера»:
— Мы в фонде давно обратили внимание на новости из Сербии, Харькова, и думали: возможно ли провести такую акцию в Москве? Пойдут ли на это сами выпускники, их родители?
Положительный опыт у нас есть — акция «Дети вместо цветов», предложенная педагогом московской школы. Мы не ожидали такого отклика. Речь шла о том, чтобы дети приносили учителю не по букету, а по одному цветку или небольшому букетику от всего класса, а сэкономленные деньги переводили в благотворительный фонд. В прошлом году к этой акции фонда «Вера» присоединились более 600 школ, они собрали свыше 19 миллионов рублей. Помощь получили 359 семей с больными детьми по всей стране. Невероятной красоты и доброты акция, когда все объединяются и помогают. Дети учатся тому, что они могут жить не только для себя, что и школьным праздником можно с кем-то поделиться.
Мы недавно спрашивали у людей, которые участвовали в акции «Дети вместо цветов», что они думают о «выпускных в джинсах», что не отменяет самого праздника, а сэкономленные деньги можно пустить на благое дело.
Людей, одобряющих эту идею, было большинство.
Но были и те, кто против: «Слишком важный праздник для девочек, они ждут его, а джинсы — повседневная одежда»… Или: «Можно сэкономить, отказавшись от теплоходов, артистов, ресторанов, фейерверков, а платья лучше оставить, особенно в обычных школах, где учатся дети из небогатых семей».
Но если какой-то класс или целая школа решит провести «выпускной в джинсах», можно позвонить в фонд, мы будем рады и вместе обсудим, на что именно направить собранные средства: на помощь взрослым или детям, на поддержку конкретной семьи или целого хосписа, в Москве или другом регионе.
Варвара Пензова
директор фонда «Дети наши»:
— Про отказы школьников от выпускных я читала только в СМИ — сначала про украинских, недавно вот про Макаревича.
Сегодня уже не редкость, когда взрослые люди просят не дарить им подарки на день рождения, а переводить суммы на презент в фонд… «Дело не в деньгах», — как бы говорят нам те, кто сознательно отказывается от пышных торжеств по общепринятым поводам в пользу благотворительности. Это здорово, что зрелые люди и семьи, целые коллективы готовы перейти к культуре умеренности. Если такой подход родился из сознательного отношения к жизни и праздникам в семье, если умеренность касается не только выпускного бала, но и папиного юбилея, например, то я уверена, что и дети отнесутся к этому как к норме.
Татьяна Константинова
исполнительный директор Фонда поддержки слепоглухих «Соединение»:
— Пока на моей памяти не было случаев, чтобы коллективы приняли решение отказаться от выпускного бала или корпоративных вечеринок в пользу какого-то благотворительного фонда. Хотя уже сплошь и рядом люди празднуют свои дни рождения и просят гостей вместо подарков перечислить пожертвования в тот или иной фонд. Я, конечно же, положительно отношусь к желанию не тратить деньги на роскошь, а помогать тем, кому плохо. Но во всем надо знать меру: праздники тоже нужны. Жизнь не состоит лишь из тягот и трудов, в ней нужны и радости.
Кристина Покрытан
руководитель внешних коммуникаций благотворительного фонда «Нужна помощь»:
— Я сама пришла в фонд не так давно, чуть больше месяца назад. До этого работала в бизнесе, и уже сталкивалась с тем, что люди отказываются от чего-то в пользу благотворительности. В одной из компаний были возможности для внутреннего фандрайзинга — удобная площадка для сборов и своего рода ресурс помощи на корпоративном уровне. Мы создаем страничку сбора, рассказываем об этом коллегам, и сумма набирается значительно быстрее.
В последнее время жертвовать деньги на благотворительность стало модным. Появились спортивные сообщества, такие как I love running, I love swimming, когда люди бегут за что-то, посвящают свои достижения какой-то благотворительной цели.
Наш фонд сделал шаг вперед — мы решили не ограничиваться традиционными поводами вроде дня рождения или свадьбы и создали собственную площадку для волонтерского фандрайзинга «Пользуясь случаем». Наш неофициальный слоган так и звучит: «Хочешь помочь — повод найдется». Нет никаких ограничений: вы можете выбрать, кому хотите помочь, — сиротам, животным, бездомным или кому-нибудь еще. А можете отметить день победы российской сборной по футболу.
Все проекты, представленные на нашем сайте, работают системно. Поддерживая их, люди могут помочь не конкретной семье, а сразу многим. Например, собрать деньги на годовую зарплату эрготерапевта, который, в свою очередь, поможет нескольким десяткам семей с особыми детьми.
«Пользуясь случаем» не погружает вас в боль и отчаяние, наоборот — этот проект делает благотворительность простой и понятной. Это история о том, как люди каждым своим рублем меняют чью-то жизнь: такая помощь и воспринимается иначе, потому что она — часть приятной повседневности.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»