Российские чиновники и парламентарии публично поспорили о расследовании Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) в отношении Дмитрия Медведева и митингов 26 марта. После публикации ролика ФБК пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова заявила, что «комментировать пропагандистские выпады оппозиционного и осужденного персонажа, заявившего, что он уже ведет какую-то предвыборную кампанию и борется с властью, — бессмысленно». Но после того как к ответу премьера потребовала большая толпа в центре Москвы, где рядом с «ветеранами» протеста несли плакаты школьники, стало ясно, что комментировать все-таки придется.
В понедельник, через сутки после начала первых протестов во Владивостоке, откликнулся пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, заподозрив участников оппозиционных митингов в корыстных мотивах — в тот же день Следственный комитет заявил, что располагает фактами, подтверждающими подкуп.
В среду активизировалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко: «Все представители власти — депутаты, сенаторы, органы исполнительной власти в регионах, безусловно, должны встречаться с людьми, понимать, почему они выходят на протесты, что их волнует, обсуждать способы решения этих вопросов», — заявила Матвиенко на вопросы журналистов после заседания Совфеда в среду.
Cенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев, которого называют возможным единым кандидатом на пост главы Бурятии от парламентской оппозиции, на заседании верхней палаты предложил сформулировать поручение от Совфеда правоохранительным органам, чтобы проверить данные о доходах и имуществе Дмитрия Медведева, однако Валентина Матвиенко не поддержала инициативу, сославшись на то, что Мархаев не сформулировал протокольное поручение, которое можно было бы обсуждать.
Вячеслав Мархаев сказал «Новой», что несколько коллег-единороссов выразили ему поддержку «вне стен зала заседаний»: «После моего выступления несколько сенаторов подходили, говорили, что поддерживают данную инициативу. Они говорили: «Вот есть информация, так почему СК и другие [органы], кому надо создавать правовые оценки, молчат?» Но проявлять себя в момент голосования… Несмотря на такие моменты, они являются представителями регионов, и мы прекрасно понимаем роль правительства в назначениях, а также профильных комитетов в финансировании регионов».
Тем не менее Мархаев убежден, что «есть категория сенаторов, которые могут и открыто поддержать» его, когда он вновь внесет проект протокольного поручения Генпрокуратуре, на этот раз сформулировав его достаточно ясно.
Сенатор-единоросс Дмитрий Азаров (Самарская область) сказал «Новой», что не видит причин для дополнительного вмешательства со стороны парламентариев: «Совет Федерации — это не орган политической борьбы, и я думаю, что членам СФ нужно концентрироваться на защите жителей своих регионов. Я не вижу оснований для парламентского расследования».
При этом внутри КПРФ реакция на ситуацию неоднозначная. Депутат Валерий Рашкин еще 22 марта направил обращения в СК, ФСБ, МВД и Генпрокуратуру с просьбой проверить данные ФБК. 25 марта его однопартийцы Денис Парфенов и Алексей Куринный предложили использовать забытый институт парламентского расследования, чтобы выяснить, действительно ли премьер замешан в коррупции. Партия от инициативы не открестилась, но и активной работы пока не заметно: чтобы инициировать парламентское расследование, нужно собрать подпись пятой части всех депутатов (90 человек), и для этого КПРФ надо подключить другие фракции. Однако несколько депутатов-эсеров в среду сообщили «Новой», что коммунисты даже не обсуждали с ними этот вопрос. В ЛДПР от комментариев отказались, сославшись на отсутствие указаний от руководства партии.
При этом в понедельник с сайта КПРФ была снята заметка секретаря ЦК партии Сергея Обухова про воскресные акции протеста, где коммунист признавал, что Навальному удалось мобилизовать значительное количество людей, и КПРФ важно не упустить исторический момент. «Постсоветское поколение проходит свой первый опыт политической социализации. К сожалению, КПРФ пока так и не достучалась до этого слоя. Навальному — уже удалось его «зацепить», — гласит текст, сохранившийся в кэше «Гугла».
Что касается «Справедливой России», то лидер фракции Сергей Миронов в среду высказался в том духе, что премьер-министру неплохо было бы ответить на обвинения: «Создаете вы какой-то фонд, но почему об этом публично не сказать, почему нужно ждать таких фильмов и отмалчиваться?» Тем не менее ясности с тем, поддержит ли «СР» возможное парламентское расследование, не появилось. Депутаты Александр Бурков и Елена Драпеко сказали «Новой», что партия пока даже не обсуждала этот вопрос, хотя лично они инициативу коммунистов одобряют.
Возможный демарш думской оппозиции происходит на фоне вялотекущей заморозки отношений между партиями и администрацией президента: в понедельник депутаты Игорь Лебедев (ЛДПР) и Александр Бурков («СР») в газете «Ведомости» пожаловались, что новый состав управления внутренней политики практически не взаимодействует с партиями, и в случае конфликтов в регионах они «не знают, к кому идти». Между тем пост куратора Федерального собрания в УВП до сих пор не занят с декабря 2016 года.
Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий, считает, что раскол во власти на почве скандала сейчас вполне возможен. «Естественным следствием для элит здесь будет изоляция себя от Медведева в политическом истеблишменте, поскольку он начинает превращаться в «хромую утку». У Медведева очень ограниченный круг сторонников, нет какой-то консолидированной команды. Поэтому те, кто был его тактическим союзником, будут просчитывать скорые изменения в правительстве, начиная со своего руководителя. Я предполагаю, что под «изменения» подпадет большое количество народу».
Тем не менее до президентских выборов принципиальные решения по судьбе Медведева вряд ли будут приниматься, полагает Туровский. «Отставка Медведева — это вопрос, который решает Путин. А я не думаю, что он его намерен решать быстро, и к тому же болезненным для Медведева способом. В любом случае эта отставка пройдет в почетных условиях и не на фоне протестных выступлений против Медведева. Протесты, с этой точки зрения, лишь только поспособствуют откладыванию решения об отставке».
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии, также полагает, что, хотя политические перспективы Дмитрия Медведева сходят на нет, отставка его более вероятна ближе к выборам. «Власть, конечно же, понимает, что публичное восприятие Медведева как лица «Единой России» неизбежно, поэтому нужно будет что-то делать. Другой вопрос, что по нашей конституционной системе после президентских выборов правительство меняется. Соответственно, это уже технический аспект: а когда начинать эту «перезагрузку», заблаговременно или после дня голосования? Я считаю, что уход Медведева состоится. Но он не будет досрочной безвременной отставкой, связанной с выражением недоверия, разочарования и негативной оценки правительства. Это будет продуманная плановая вещь».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»