Правительство Севастополя одобрило проект закона «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений», согласно которому город намерен выплатить компенсации бывшим собственникам национализированного имущества. Перечень объектов, по которым будут выплачены компенсации, по словам самих чиновников, будет определен в процессе, но два объекта они уже назвали. И собственники у этих объектов — с громкими именами.
«Речь идет о том, что мы должны урегулировать порядок возмещения за национализированное имущество. Мы знаем, в частности, что речь идет о сети заправок и имущественном комплексе «Севморзавода». Это имущество совершенно точно есть», — сказал в ходе заседания городского правительства заместитель губернатора Севастополя Илья Пономарев.
Сеть автозаправок, которая сегодня является собственностью города, в 2014 году была изъята властями Севастополя у группы компаний «Приват» Игоря Коломойского. В 2015 году заправки стали активами ГУП «Городской автозаправочный комплекс». Всего речь идет о 16 АЗС.
«Севморзавод» и вовсе до 2014 года принадлежал структурам президента Украины Петра Порошенко. В электронной декларации за 2015 год украинский лидер задекларировал завод как свою собственность.
Петр Порошенко. Фото: ТАСС
Решение выплатить компенсации за национализированное имущество встретило сопротивление со стороны спикера Заксобрания Севастополя Екатерины Алтабаевой. По ее словам, у города нет полномочий регулировать вопросы национализации.
«Шестым федеральным конституционным законом нам такие возможности не были предоставлены. Кроме того, у нас нет законодательных актов Севастополя, которыми бы регулировались вопросы национализации. Процесс на законодательном уровне у нас не проводился. Кто те субъекты которым мы должны компенсировать что-либо. Они есть таковые или нет?» — спросила она.
Илья Пономарев, однако, парировал. «Было ли это в рамках законодательного урегулирования или принималось постановлением правительства города, для лиц, имущество которых было национализировано, в общем-то, не так важно. Речь идет о том, что мы должны урегулировать порядок возмещения за национализированное имущество», — заявил он. Вице-губернатор также отметил, что проект закона прошел согласования в правовом управлении администрации президента и Минэкономразвития РФ.
«Это прямое поручение правительства России. Урегулировать вопрос. Республика Крым это уже сделала», — сказал замгубернатора.
Что именно сделал официальный Симферополь в плане компенсаций бывшим собственникам национализированного имущества, Пономарев уточнять не стал.
Отметим, что только у Коломойского в Крыму — 111 национализированных объектов. Никакой информации о том, что украинскому олигарху платились за них компенсации, нет.
Игорь Коломойский. Фото: ТАСС
«Новая газета» связалась с пресс-службой «Привата», чтобы уточнить, получала ли группа компаний какое-либо возмещение за национализированные крымские объекты. Ответ: «Подобной информацией мы не располагаем».
Пайщики национализированных крымских потребительских обществ сообщили, что никаких компенсаций от правительства республики не получали.
Будут ли выплачены деньги бывшим владельцам севастопольских активов, решит Законодательное собрание города. «Дальнейшая ответственность лежит на депутатах. Данная редакция [законопроекта] согласована с правительством России», — заявил губернатор города Дмитрий Овсянников.
Национализация украинского имущества в Крыму происходила с 26 марта 2014 года по 1 марта 2015 года. В собственность республики перешли 250 объектов, принадлежавших Украине и украинским политическим деятелям. Общая стоимость национализированного имущества ранее оценивалась в $1 млрд.
комментарии
Давид Аксельрод
политолог
«Попытка смягчить удар в международных судебных инстанциях...»
— Принятие решения о выплате компенсаций бывшим собственникам национализированного имущества может иметь две причины.
Первая — попытка получить хоть какие-то аргументы и «смягчить удар» в международных судебных инстанциях. Национализация в том виде, в каком она проходила в Крыму и Севастополе, представляла собой ни что иное, как рейдерский захват, и ни один суд не будет это оправдывать. Поэтому трудно сказать, насколько компенсации поднимут шансы российской стороны на судебный успех.
Вторая возможная причина — желание хоть немного повысить инвестиционную привлекательность города. Не секрет, что предприниматели неохотно заходят в Крым и Севастополь, несмотря на работающую здесь свободную экономическую зону (согласно информации министерства экономического развития Крыма, 250 из 754 резидентов СЭЗ в действительности даже не приступали к работе на полуострове, а вместо задекларированных предпринимателями вложений на сумму 60 млрд рублей инвестиции составили только 12 млрд — прим. ред.). Нежелание бизнеса работать в Крыму связано в том числе с рейдерскими захватами частной собственности. Последний случай — ресторан «Остров», который в январе был захвачен бывшими представителями самообороны. Компенсации — это способ показать бизнесу: беспредела нет.
Можно, конечно, говорить и об определенных договоренностях между Киевом и Москвой в свете проблем украинской дочки «Сбербанка». Но, насколько я понимаю, решение о компенсациях в Москве было принято раньше, чем началось блокирование банковских отделений в Киеве.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»