Второй фестиваль «Разные люди». На первом преобладали седые старые рокеры, а на этом татуированные и с пирсингом тремя поколениями младше. Угарные ребята, прожигатели жизни. От них меньше всего ждешь участия в благотворительности и от их аудитории тоже. Но вот я подхожу к Лусинэ Геворкян из группы Louna, и все оказывается не так, как мне представлялось:
— Уже пять лет, с 2012 года, мы с волонтерами делаем сборные акустические концерты и переводим деньги в фонды. Это, конечно, не гигантские средства, но хоть что-то. Они идут в детские дома или на лечение конкретному ребенку, который в этом нуждается.
— А кто еще участвует?
— В основном молодые группы, но бывает, что играет Нойз МС, бывает Дима Спирин из «Тараканов». Большая тусовка. Люди просто приходят, садятся на стул и поют под гитару. Это происходит обычно в маленьких барах, пабах, там, где слушатель от тебя – на расстоянии вытянутой руки. Что-то вроде квартирника, как в подпольные времена.
— Много собираете?
— По-разному. Последний раз собрали сто тысяч. Рублей. Немного, но все равно полезно.
Лусинэ Геворкян, группы Louna. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
— И все-таки мне непонятно, как сочетается благотворительность с лозунгом «Секс, наркотики, рок-н-ролл». По-моему, это из другой оперы.
— Легко сочетается. Ты выбираешь для себя определенный образ жизни, но он никак не мешает тебе помогать детям и старикам. Можно оттянуться с пивом на концерте, а завтра придти и отдать средства в благотворительный фонд. Миф об эгоизме и меркантильности молодого поколения – это именно миф. Угар, файеры и слэм совершенно не мешают быть добрым человеком, по-моему. И еще одна важная деталь: молодежь сейчас живет интересами общества, они уже не тянет одеяло на себя, как в прежние годы. Это и по событиям 26 марта было заметно. Старшее поколение задавлено бытом и у него плоховато с жаждой жизни. А у молодых все OK.
Дария «Нуки» Ставрович, солистка группа Слот , дает автограф за кулисами. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Примерно о том же Нуки из «Слота», девочка Даша, вся в дредах и пирсинге:
— Это просто проявление жизнелюбия. Рок-н-ролл за жизнь и благотворительность тоже.
На сцену выходит Илья Черт, покрытый замысловатыми узорами. На песнях его группы «Пилот», которая много лет находилась в жесткой ротации «Нашего радио», выросло целое поколение, поколение нулевых. После дурашливого приветствия («Йоханга, мальчишки и девчонки!»), он говорит что-то о на лицо ужасных, добрых внутри и начинается песня о том, как «человека найти в сердце машины». Звук тяжелый, мощный, но сути это не меняет никак.
Черт и сам занимается благотворительностью. В Петербурге под его патронажем действует организация «Козайцы». И это тоже помощь больным детям — одеждой, пеленками, медикаментами, памперсами.
Деньги, собранные на концерте, пойдут частично фонду Доктора Лизы «Справедливая помощь», частично четырем детям-инвалидам, которых опекает фестиваль. В прошлый раз, в этом же самом зале, удалось собрать около 400 тысяч рублей. Их хватило на то, чтобы свозить маленького Егора Рядчикова в одну из лучших клиник Израиля и чуть-чуть помочь остальным. Мало, очень мало, но все-таки помощь идет и хоть кому-то от нее становится лучше.
Выходит Лу и поет: «Без тени сомнений, не пряча лица / Идти к своей цели дорогой бойца».
Выходит Пелагея и поет «Мне малым-мало спалося» в тяжелой аранжировке. Это ее первый концерт за два года, возвращение к публике, и она выкладывается по полной. Выходит Алексей Романов со своим «Воскресеньем» и поет «Научи меня, как выбирать между черным и белым, Чтоб чужое добро на твое и мое не делить». Он единственный здесь представитель древнего русского рок-н-ролла, играет уже сорок лет. Выходит Глеб Самойлов, чье имя навсегда связано с легендарной «Агатой Кристи», поет несколько новых хитов и чуть-чуть старых.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
В зале три тысячи слушателей. Среди них – пятьдесят подопечных разных благотворительных фондов, в том числе два колясочника, Дженнет Аланазарова и бывший детдомовец Дима. У него особая история. Еще при жизни доктора Лизы он ходил в «Справедливую помощь» и волонтерил. А потом с ним случилось несчастье, и вот теперь он на коляске, инвалид первой группы.
«Разные люди» — первый концерт, который он посетил за три года, хотя попытки делались. Живой, дружелюбный парень, видно, как ему хочется потусоваться, и музыку любит. Но каждый раз, когда его привозили в какой-нибудь клуб, охранники давали от ворот поворот. Дескать, что за дикая идея ездить в клуб на коляске. А почему дикая?
Этот фестиваль рождался в муках. Год назад на нем сыграли Шевчук, Скляр, Макаревич, Галанин, Чиж… А зимой пришла весть о гибели Доктора Лизы. Фонд «Справедливая помощь» осиротел, но сворачивать свою деятельность не собирается.
Как сказала представитель фонда Наталья Авилова, все направления их деятельности остаются — и паллиативная медицина, и помощь бездомным, и помощь детям востока Украины и Сирии. Но на все это нужны деньги. Мысль сыграть в поддержку «Справедливой помощи» и почтить таким образом память Елизаветы Петровны Глинки пришла в голову Гребенщикову. А дальше подключился Александр Чернецкий, лидер группы «Разные люди», инвалид первой группы, «последний идеалист русского рока», как его называют. И идея БГ стала реальностью.
«Мы не можем заменить Елизавету Петровну, — говорит Авилова, — и никто не может. Но можно попытаться создать коллективного Доктора Лизу». А то, что в этом участвуют музыканты, — вполне естественно. Многие рокеры и при жизни ей помогали.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Уже запланирован третий фестиваль, он пройдет в Питере в клубе А2 26 апреля. В нем примут участие «Секрет», Максим Леонидов и Hippoband, «Сурганова и оркестр», «Серьга», «Скворцы Степанова». Постепенно Чернецкий с друзьями планирует охватить всех исполнителей, все стили, все поколения. Планы у него большие, вплоть до стадионных концертов в поддержку больных детей. Это, конечно, не эра милосердия, но что-то очень похожее.