Сюжеты · Экономика

Вклады в яме

Кризис системы банковского страхования расширяется

Арнольд Хачатуров , дата-редактор
Фото: РИА Новости
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) передаст Центробанку бизнес-центр Mosfilmovsky на Воробьевых горах. Офисные помещения высокого класса площадью в 15 тыс. кв.м и стоимостью в 6 млрд рублей пойдут в счет погашения части долга АСВ. Этот случай отражает сложное положение, в котором оказалась российская система страхования вкладов. Причиной затруднений стала политика ЦБ по активному отзыву банковских лицензий, проводимая регулятором с 2013 года.
Проблемы с балансом АСВ проявились два года спустя: фонд госкорпорации, ранее самодостаточный, в 2015 году стал дефицитным. Расходы на выплаты вкладчикам банков, лишившихся лицензий, превысили поступления от страховых взносов действующих банков (базовая ставка составляет 0,12% собранных вкладов). С тех пор ЦБ время от времени «печатает» деньги, чтобы финансировать деятельность АСВ на возвратной основе. Сегодня лимит кредитной линии АСВ от ЦБ составляет 820 млрд рублей, объем задолженности агентства на конец 2016 года — 549 млрд рублей.
В законе о страховании вкладов предусмотрена возможность финансирования фонда напрямую из федерального бюджета, но таких прецедентов пока не было. «Возможно, это связано с размером дефицита: выделение крупных сумм требует поправок в Закон о бюджете, а это длительная процедура. Проще всего согласовать долгосрочный кредит от ЦБ», — полагает старший научный сотрудник РАНХиГС Михаил Хромов. К тому же свободных денег у государства просто нет, эмиссия в данном случае выглядит как единственный вариант.
Почти 4 года мы живем в ситуации, когда 2–3 небольших или средних банка теряют лицензию каждую неделю, а раз в квартал падает один крупный банк, говорит Хромов. Нагрузка на АСВ значительно выросла: за прошлый год агентство выплатило вкладчикам 570 млрд рублей, в 5 раз больше, чем в 2013-м. За 13 лет существования системы страхования выплаты составили 1,35 трлн рублей, почти 90% из них пришлись на период с начала 2013 года.
Положение усугубляется тем, что очищение банковского сектора накладывается на общий кризис финансовой системы. В результате разоряются не только очевидные кандидаты на отзыв лицензии, но и добросовестные игроки, переживающие временные трудности. «Чистить рынок надо было так, чтобы не нарушать базу для конкуренции. Но сегодня, среди прочего, мы видим исключительно рыночные банкротства, которые вызваны неравной конкурентной средой: крупные госбанки имеют защиту и ресурсы, а все остальные — только ограничения», — говорит директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
Рынок ожидал, что чистка банковского сектора закончится в 2017 году, но в начале года в руководстве надзорного блока ЦБ произошли перестановки, после чего сменился и тон регулятора, говорит старший директор Fitch Александр Данилов. Теперь более вероятно, что процесс продлится еще 2–3 года при прежних темпах — около 100 отозванных лицензий в год. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина недавно заявила, что путь «оздоровления системы» пройден только наполовину. Масштаб отзывов пока не критический, считает Михаил Хромов: на все банки, которые лишились лицензий с 2013 года, приходилось лишь 3% суммарных активов отрасли.
Эксперты полагают, что при сохранении жесткой политики ЦБ расплатиться со своим кредитором раньше, чем через 10–20 лет, АСВ не сможет — скорость отзыва лицензий будет значительно опережать темп накопления денег в фонде. Общая задолженность агентства вскоре может перевалить за 1 трлн рублей.
Дефолт АСВ не грозит, но вернуться в нормальный режим функционирования система страхования вкладов сможет только после стабилизации количества банков на рынке — по текущим прогнозам, около 2020 года.
На фоне этих проблем офис за 6 млрд рублей выглядит для ЦБ как приятный бонус, учитывая, что потери регулятор несет скорее гипотетические, чем реальные (АСВ ведь получает в качестве кредитов эмиссионные деньги). «Технически офис может быть зачтен в погашение долга, но вряд ли это связано с желанием ЦБ что-то «выжать» из АСВ: стоимость этих помещений — капля в море общей задолженности», — говорит Данилов.
Зато передача недвижимости может отражать сужение функционала АСВ: агентство вскоре может лишиться своей функции по санации проблемных банков. ЦБ с прошлого года лоббирует передачу механизмов санации под свой контроль. В планах регулятора — создание Фонда консолидации банковского сектора и управляющей компании, которые будут заниматься санацией напрямую, без привлечения АСВ.
Раньше проблемным банкам давали дешевые деньги, которые размещались на фондовом рынке (например, вкладывались в ОФЗ); затем из полученных процентов выплачивался долг. Сегодня этот механизм перестает работать из-за снижения «процентной маржи» — сроки накопления нужной суммы увеличиваются в разы, говорит Алексей Терехов. Поэтому вместо долгосрочных кредитов ЦБ хочет делать прямые взносы в капитал банков. Впрочем, по оценкам Fitch, многие банки проще не санировать, а ликвидировать сразу — на этом государство сэкономило бы 500 млрд рублей.