В пятницу 10 февраля Госдума в третьем чтении приняла законопроект о бессрочном продлении бесплатной приватизации жилья для россиян. Еще в начале месяца в парламенте обсуждалась необходимость завершения программы, но всего за 10 дней парламентарии успели кардинально изменить свое мнение, и новый законопроект был одобрен единогласно.
Ранее депутаты собирались продлить приватизацию только для трех категорий граждан: детей-сирот, жителей Крыма и жителей домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. За завершение массовой приватизации в срок — к 1 марта 2017 года — выступало и правительство. Считалось, что спрос на эту услугу практически отсутствует: программа действует в России с 1992 года, срок ее окончания переносили четыре раза, поэтому все, кто хотел, уже воспользовались этой возможностью.
Однако сообщения о завершении приватизации вызвали ажиотаж в ряде городов, говорила председатель парламентского комитета по ЖКХ Галина Хованская, после чего было предложено отложить это решение до 2019 года. Как раз в этот момент пришел «сигнал» от Владимира Путина: оказалось, что президент «с самого начала» был сторонником бессрочной приватизации. Об этом сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Для того чтобы осуществить приватизацию, россиянин должен соответствовать двум основным критериям, рассказывает юрист компании «ЮрПартнер» Екатерина Домовская: быть социальным нанимателем жилья (то есть арендодателем должно являться государство или муниципалитет) и не иметь приватизированной ранее недвижимости.
Преимущества приватизированного жилья — гарантии защиты прав собственности, возможность распоряжаться недвижимостью (продавать, сдавать в аренду), прописывать любых новых жильцов и решать вопросы наследования. Но в статусе собственника есть и свои «минусы», говорит юрист: «На вас ложится определенное бремя по содержанию жилья: нужно платить налог на имущество, увеличиваются коммунальные платежи, и появляется необходимость содержать общедомовое имущество. Для съемщиков самая ощутимая трата — это довольно ограниченный платеж органу, предоставившему помещение для социального найма».
Петр Саруханов / «Новая»
Из-за высоких издержек приватизации малообеспеченные слои населения (в первую очередь пенсионеры) иногда предпочитают платить государству ставку аренды. По оценкам Минстроя, около 20% подлежащих приватизации квартир так и не были оформлены в частную собственность. Всего за 25 лет в программе приняли участие 30,6 млн человек.
«Понятно, что приватизация сегодня — это скорее исключение, подавляющее большинство граждан провели ее уже давно. Но если есть хотя бы несколько желающих, их право участвовать в программе не должно быть ограничено во времени», — считает партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов. Парламентские дискуссии о необходимости завершения программы не имеют под собой убедительных аргументов и скорее направлены на создание искусственного ажиотажа вокруг темы приватизации, считает юрист.
Политика государства состоит в увеличении объемов налогообложения населения, и продление сроков приватизации можно рассматривать как ее элемент: в последующие несколько лет налог на недвижимость будет расти на 20% в год из-за перехода на кадастровую формулу расчета. Желание властей в этих условиях увеличить число частных собственников квартир и снять с себя бремя содержания недвижимости вполне объяснимо, считает Боломатов: собирать налоги для бюджета гораздо выгоднее.
«Имущество, которое люди приватизируют сегодня, — это, как правило, старое муниципальное жилье советской постройки, на которое трудно смотреть без ужаса. Эти квартиры строились из расчета, что они будут принадлежать государству: никто не считал энергоэффективность, не предусматривал возможность экономии на отоплении или газоснабжении, даже счетчики в этих квартирах поставить часто невозможно», — объясняет Александр Боломатов. Учитывая высокую стоимость обслуживания такого жилья, государство должно выделять субсидии на приватизацию старого жилого фонда, полагает юрист.
Личное вмешательство в обсуждение законопроекта первых лиц — президента и премьер-министра, который тоже высказывался против ограничений, — говорит о политической важности вопроса приватизации. Экономический кризис и приближение президентских выборов 2018 года создают хороший фон для «жеста доброй воли», за которым, по сути, скрываются собственные интересы государства.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»