Фильм Алексея Учителя «Матильда» стал популярным еще до выхода на экраны. Рекламу картине делает депутат Поклонская, назначившая себя хранительницей святости последнего российского императора Николая II. История противостояния «Матильды» и Поклонской обрела сюрреалистические черты после того, как депутат потребовала проверить на экстремизм организацию «Христианское государство — Святая Русь», активисты которой тоже выступили против фильма Учителя. Однако попытки депутата самопровериться вместе со своими единомышленниками на предмет соблюдения экстремистского законодательства — это далеко на самый интересный сюжет, связанный с «Матильдой».
Журналистка Анастасия Кириленко опубликовала на сайте The Insider расследование, посвященное финансированию «Матильды» при участии бывшего руководителя управделами президента Владимира Кожина.
Режиссер Учитель, который в последние недели выглядит чуть ли не «жертвой режима», в тексте Кириленко предстает предприимчивым дельцом от культуры, обласканным властью. В марте 2014 года его подпись совсем не случайно появилась в письме 85 деятелей культуры в поддержку присоединения Крыма к России — между Пореченковым и Шахназаровым.
По информации, полученной Кириленко от продюсера Владислава Москалева, участвовавшего в создании «Матильды», поисками денег для фильма занялся пародист Владимир Винокур. Последний в 2011 году организовал встречу с Кожиным, который якобы дал указание перевести через кипрский офшор 10 млн долларов из Газпромбанка в фонд Винокура — формально это был кредит, но условия сделки делали его фактически невозвратным. Москалев утверждает, что Винокур передал Кожину «подарок» за эту сделку: часы стоимостью 400 тысяч долларов. Учитель же якобы вынес миллион долларов наличными из офиса Винокура.
Из-за конфликта с Учителем, чью сторону принял и Винокур, Москалев был выведен из проекта. В 2013 году он был объявлен российскими властями в международный розыск, но Канада, в которой продюсер находился, отказалась его выдавать.
Москалев утверждает, что Кожин был одним из распорядителей «кремлевского общака».
И именно по этой причине мог спокойно распоряжаться такими суммами на «поддержку отечественной культуры».
Владимир Кожин и Владимир Винокур. Фото: ТАСС
С момента публикации The Insider прошло уже несколько дней. Кожин, который сейчас числится помощником президента, никак не отреагировал на обвинения Москалева и опубликованные документы. Судебного иска от чиновника в отношении журналистки и издания не последовало. Компетентные ведомства также не проявили к информации The Insider ни малейшего интереса. Журналисты указывают на коррумпированного высокопоставленного чиновника и предъявляют свидетеля. Следственный комитет в это время занят совсем другими делами. И Поклонская не пишет запросов.
Проблема «Матильды», похоже, состоит совсем не в том, что ее кругом обложили православные активисты. А проблема зрителей режиссера Учителя — совсем не в цензуре или художественном качестве картины про любовь последнего императора России. У нас другая беда. Атаки депутата Поклонской на искусство — это видимая часть российской общественной жизни. На несколько уровней глубже
чиновник, режиссер и пародист делят кэш — без особого страха насчет того, что могут быть пойманными.
В какой-то другой цивилизации в подобной ситуации возможно прокурорская проверка, депутатские запросы, отстранение чиновника от должности, судебные иски и очная ставка режиссера и пародиста. У нас вместо всего этого — «Матильда».
Петр Саруханов / «Новая»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»