В регионах пересматривают расценки на ЖКУ. Правительство России обещало не поднимать их в этом году больше, чем на 4%. Но губернаторы устанавливают другие тарифы — выше допустимого уровня.
В январе депутаты и недепутаты, чиновники и нечиновники считали деньги.
Парламентарии увеличили годовой бюджет Госдумы, то есть свой собственный, на 400 миллионов рублей — до 10 с лишним миллиардов.
Министры предложили стране сократить расходы на научные исследования на 19 миллиардов рублей и в 5 раз уменьшили стоимость программ финансового оздоровления и социально-экономического развития регионов.
А население разбирается с процентами: 1 февраля государство проиндексировало страховые пенсии на 5,4%; 1 июля 2017-го областные и краевые администрации снова поднимут тарифы на услуги ЖКХ. Только не на 4%, как обещало федеральное правительство, а на… 6—20%.
Пенсия бывшего инженера-строителя Нины Килячковой из Тольятти составит примерно 7900 рублей, суммы в ее платежках за коммуналку округлятся до 5 тысяч. («Работала я много — 38 лет. Получаю мало, потому что до 1998 года жила в Узбекистане. Таким ветеранские не назначают».)
Жительница Балтийска, бывший медик Галина Семенюк уже отдает за свою 3-комнатную квартиру площадью 62 квадратных метра 8 тысяч рублей в месяц. Пенсия у нее — 14 тысяч.
В Новосибирске, где средняя зарплата равна 28 тысячам рублей, а пенсия — 13 тысячам, холодная вода летом подорожает на 20%, горячая — на 16%, отопление — на 15%.
Новосибирск бурлит: в прошлую субботу полторы тысячи горожан вышли на улицы с плакатами «Уймите губернатора!» и «Хватит грабить народ!». Митингует Тольятти. Калининградский Балтийск протестовал год назад, люди еще верили, что могут повлиять на местную власть. В феврале 2017-го они ждут квитанции как неизбежное зло, за которое никто не ответит.
— При плюсовой погоде берут за отопление 4500 рублей, — перекладывает бумажки Галина Семенюк. — После холодов страшно открывать платежки. Сети старые, в квартирах зябко, но платим. В моем доме трубы, батареи не менялись с 1956 года, а суммы растут.
— В Балтийске и Черняховске катастрофа с ценами за отопление. За хрущевку-двушку набегает до 7 тысяч рублей, — объясняет правозащитник Сергей Дустин. — И ничего мы не сделаем, пока не изменится политика муниципального управления в сфере ЖКХ. Инженерные сети изношены до крайности. Жилой фонд в стране создавался в 1970-е годы. Капитальный ремонт в городах сводится к ремонту фасадов. Снаружи подлатают, подкрасят, а коммуникации прежние. Что в Калининградской области, что в Новосибирске… Общая проблема.
«Для пенсионеров и 300 рублей — состояние»
В последний раз цифры в платежках россиян корректировались в июле 2016 года. Согласно распоряжению правительства РФ очередное повышение тарифов на услуги ЖКХ произойдет в июле 2017-го. И, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, расценки вырастут в среднем на 4%. Исключения — Москва (7%), Санкт-Петербург, Камчатка, Якутия (6%). Однако по решению федерального центра пределы допустимого уровня повышения платежей в отдельных случаях могут устанавливать региональные органы самоуправления.
— По этому пути губернаторы и пошли, — сообщает «Новой газете» новосибирский активист Андрей Гладченко. — Наш Владимир Городецкий порекомендовал местному горсовету увеличить тарифы на разные услуги ЖКХ на 15—20%, что привело к уличным протестам.
В Волгоградской области, где люди довольствуются 7—10 тысячами рублей в месяц (уровень зарплат, указанный жителями региона в обращении к президенту РФ. —А.Б.) и отдают за коммуналку 4—5 тысяч, суммы в квитанциях вырастут на 9,8%. В Забайкальском крае с его изношенными теплосетями — на 7%.
В Еврейской автономной области тарифы на водоотведение увеличились в 5 раз — население обязали платить за осадки: снег и дождь.
— В Самарской области стоимость воды, отопления, электроэнергии заметно изменилась полгода назад, — рассказывает депутат Тольяттинской городской думы Максим Гусейнов. — Семьи стали отдавать на 300—500 рублей больше, а зимой им говорят: «Мало с вас берем».
— Хожу с молодыми и старыми на митинги, чтобы не отняли последнее, — вздыхает 63-летняя жительница Тольятти Лариса Саныгина. — А у меня еще приличная пенсия — 9 тысяч рублей, работала на ВАЗе. Дети помогают. Без них жила бы на воде и хлебе. Для пенсионеров и 300 рублей — состояние.
«Во глубине сибирских руд» не сохраняется терпенье
Новосибирцы провели два митинга с требованием — отменить постановление губернатора о резком повышении коммунальных тарифов.
— Пострадают малоимущие граждане, возникнут проблемы у предпринимателей. Рост тарифов на услуги ЖКХ повлечет за собой увеличение стоимости аренды, и предпринимателям придется поднять цены на продукцию, — разделяет опасения земляков один из организаторов акции протеста — Андрей Гладченко. — К обывателю беды придут с двух сторон — в виде платежки с новыми тарифами за коммуналку и в виде новых магазинных ценников. Мы опираемся на выводы экспертов, о чем написали в заявлениях в прокуратуру, Антимонопольный комитет, правительство РФ. Беспрецедентное повышение тарифов на 15—20% при нынешней бедности — не просто глупость, не исключено, что причина такой меры — лоббирование чьих-то интересов.
Губернатор Новосибирской области якобы рассматривает варианты компенсации разницы между местным и федеральным уровнями цен: льготникам в обязательном порядке, остальным — в заявительном. Но откуда возьмутся средства на компенсации, если их нет в бюджете? ..
Их нигде нет. Как показал мониторинг доходов российских семей (исследования Высшей школы экономики), 23% населения нашей страны не могут оплатить услуги ЖКХ.
— В связи с ростом тарифов и падением уровня жизни количество должников увеличится. Ситуация в ЖКХ тяжелая, нужны средства для модернизации, но для начала — до увеличения тарифов — необходима утвержденная, согласованная со всеми программа реформирования коммунального хозяйства, — видит единственный выход директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская.—А сейчас мы, пользователи, фактически компенсируем некачественно работающую систему, старые инженерные сети, неэффективные компании, вкладываясь в постоянно растущие тарифы. И на каком фоне? Аналитики говорят, что экономические условия в России улучшаются, но люди по снижению зарплат, задержкам выплат и росту стоимости продуктов в магазинах чувствуют, что для них обстановка тяжелая, и вряд ли они в состоянии отдавать больше. Если в стране поднимут тарифы и примут закон об изъятии жилья за неуплату платежей (проект Минюста, одобренный Центробанком. —А.Б.), могут начаться масштабные социальные волнения.
Владимир Милов
Директора Института энергетической политики
— Процесс установления тарифов у нас крайне непрозрачен. В Новосибирске — показательная ситуация. Несмотря на то что там озвучиваются какие-то обоснования беспрецедентного повышения тарифов, по факту — общественности не было представлено никаких документов, аргументирующих решение. Никто ничего не рассматривал, под ковром решили кулуарно, послушные депутаты от провластных партий подняли ручки. Публичного обсуждения не было. Это ненормально.
Вопросы экономики, монополий, вопросы регулирования ставок тарифов должны обязательно проходить через общественный аудит. Есть масса предложений, как это сделать технологически. Но это противоречит всей системе принятия решений, сложившейся в нашей стране, потому что любые решения по значимым вопросам принимаются… в закрытом режиме узкой группой чиновников, за чьими спинами, как правило, стоят интересы связанных с ними крупных монополий, государственных или частных компаний.
Конечно, надо протестовать и переводить это в политическую плоскость, потому что вопрос не замыкается на уровне тарифов, здесь идет речь о всей нашей системе управления, которую не интересует мнение людей.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»