Сопредседатель «Голоса╗ Григорий Мельконьянц. Фото: «Голос»
Российское движение «Голос» получило в Вене премию «Защитник демократии». Ежегодно делегация ОБСЕ вместе с представителями США отмечает тех, кто отстаивает демократические принципы и ведет кампанию по защите прав человека, несмотря на риски и угрозы. Сопредседатель «Голоса» Юрий Гурман, держа в руках хрустальную статуэтку, отметил: «С одной стороны, это счастье, что нашу работу замечают и ценят. С другой — сегодня мы получаем приз, а завтра проблема никуда не уходит».
Прием в шведском дипломатическом доме в честь «Голоса» начался с дискуссии четырех политологов. Главная тема обсуждения — «Почему авторитарный популизм притягивает больше, нежели демократия?». Есть ли на сегодняшний день вариант, при котором в президентской гонке популиста и демократа победу одержит не условный «дональд трамп»? Могут ли демократические идеи вновь стать привлекательными для людей?
— Популистский подход — это просто и быстро, — утверждает Балинт Йоса, член венгерской организации «Вместе за межкультурное взаимодействие». — В современном мире существует несметное количество реальных проблем: экология (кажущаяся далекой угроза глобального потепления), террористические атаки, эмиграция из зон военных конфликтов. И когда мы начинаем искать пути их решения, это кажется чем-то теоретическим. Прогрессивная сторона думает о дальней перспективе, в то время как популисты все формулируют сиюминутно.
По мнению Йосы, если ты считаешь себя демократом, единственный выход — принимать участие, высказываться, заявлять о своей позиции. Демократ — это не тот, кто пускает все на самотек, не причиняя вреда окружающим. Это — позиция, а не равнодушие к политике.
— Когда нормальное государство видит сильную оппозицию — не просто активистов, как вы или я, а настоящее сопротивление народа, его протест и участие одновременно, — оно начинает действовать. О'кей, говорит такое государство, этого хотят люди, мы не пойдем против них, пора браться за дело. Пожалуйста, будьте демократами. Пожалуйста, показывайте себя, — заключает Йоса.
Турецкий политолог Даган Ирак, проработавший журналистом в Турции более 10 лет, сейчас преподает социологию в Страсбургском университете. Он говорит, что феномен популизма в головах живет давно, но только после «Брекcита» и победы Трампа мы его заметили:
— Я из Турции, и я знаю турецкий исторический, социальный контекст. Я могу сказать вам, почему режим Эрдогана, он сам и его окружение стали настолько популярны. Турция самостоятельно пришла к авторитарному режиму.
— Самое сложное — выбрать между тем, что легко и что правильно, — замечает Юрий Гурман. — Как мне кажется, успех популизма связан с тем, что он предлагает легкое решение. В России все мы заметили утрату представлений о том, что правильно, а что плохо. Проблемы здесь лежат и в области образования, и в области культуры. Человек хочет, чтобы за него решались его же проблемы, и это самый легкий путь. Для российского контекста есть решение — развитие институтов местного самоуправления. Когда на таком уровне граждане участвуют в работе над своим благосостоянием, у них приходит осознание того, как принимались решения. В таком случае на самом себе можно почувствовать изменение среды, в которой проживаешь.
Экономист Эдвард Лукас, рассуждая про кандидатов в президенты (абстрактных личностей, как он отмечает), приходит к выводу, что незнание, за кого будешь голосовать и чьи идеи поддержишь, не должно рассматриваться как проблема:
— Это не значит, что ты без позиции и тебе все равно. Слушая дебаты, я, например, не замечаю ни с той, ни с другой стороны мнения, которое я бы разделял. И что мне делать? Голосовать за менее сумасшедшего?
Лотте Лейхт, координатор беседы и представитель Human Rights Watch, говорит, что мы можем сколько угодно не соглашаться друг с другом, споря о методах решения проблем. Но есть более важная вещь.
— Полгода назад мой друг, необыкновенный человек по силе духа, был убит из-за тупой ненависти. Это Джо Кокс, член английского парламента. Джо говорила о проблемах, которые не хотят слышать. Она знала, к чему может привести «Брекcит». Она была невероятным оптимистом и говорила, что при любом раскладе важно только то, что честно и правильно. Первое, о чем должны думать все, и кандидаты в президенты и каждый из нас, это права человека. Не только члена вашей семьи. Это права вашего соседа, журналиста, оппозиционного политика, незнакомого человека в автобусе. Права каждого — это то, что важнее всех популистских идей вместе взятых.
При чем здесь демократия? Лейхт отвечает: «Это то, за что она борется. То, ради чего мы должны бороться за нее».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»