В среду в процессу по делу в отношении оппозиционного политика Алексея Навального и бизнесмена Петра Офицерова состоялся допрос свидетелей обвинения.
В частности, допросили сотрудников КОГУП «Кировлес»: Марию Буру, Сергея Черника, бывшего гендиректора Ларису Бастрыгину. С предприятием торговала «Вятская лесная компания» Петра Офицерова, и обвинение утверждает, что договор между предприятиями был невыгодным, ВЛК занижала цены, по которым скупала древесину у лесхозов КОГУП.
Свидетель Бастрыгина рассказала, что если разница в ценах и была, то незначительная, ценообразование диктовал рынок, говорит свидетель. Она добавила, что Опалев никогда не говорил ей, что Навальный на него давит. Сам Навальный в ответ заявил, что это противоречит прежним показаниям свидетеля: «Вы зачем сейчас всю линию обвинения обрушили? Вы сейчас отвечали на вопрос, есть ли у вас данные о том, что я оказывал давление на Опалева, вы сказали: “Нет”. А на предыдущем процессе сказали, что оказывал».
Прокуроры настояли на том, чтобы зачитать письменные показания свидетелей, в том числе Бастрыгиной, так как между их словами в суде и более ранней записью заметны противоречия. Это вызвало протесты со стороны защиты, так как письменные показания, взятые на стадии следствия, обычно выгоднее обвинению, а усилия адвокатов сводятся на нет.
«Сейчас повторяется то же самое, что на прошлом процессе, — заявил в зале суда Навальный. — На суде фактически свидетели обвинения выступают в пользу защиты. Обвинение вытягивает из них те показания, которые они записали испуганно там в кабинете под указку следователя, а они говорят, что не помнят. Тогда они просят огласить показания. И на каждого свидетеля обвинение поднимется и скажет: ну, тут существенные противоречия, давайте огласим показания».
«Прошло столько лет, я забыла», — объяснила расхождения сама свидетельница.
Также на суде Навальный пытался доказать, что ВЛК в любом случае серьезно повлиять на благополучие «Кировлеса» не могла, так как объем покупок составлял полтора процента от общего объема продукции.
«Если Офицеров за полгода приобрел леса на 14 млн рублей, что в масштабах “Кировлеса” смехотворная цена, то что, так мало “лучшей продукции” было?» Он также допрашивал падчерицу руководителя «Кировлеса» Вячеслава Опалева Марию Буру, пытаясь продемонстрировать конфликт интересов Опалева, который взял на работу дочь своей супруги.
Суд рассматривает дело против оппозиционера Алексея Навального и бизнесмена Петра Офицерова во второй раз потому, что первый приговор в ноябре отменил Верховный суд РФ, согласуясь с решением Европейского суда по правам человека. Однако Верховный суд РФ не просто снял судимость, а отправил дело в тот же суд на новое рассмотрение, и теперь все доказательства рассматривают заново.
Изначальный приговор по делу Кировлеса, вынесенный судьей Блиновым в 2013 году, не предусматривал тюремного заключения, но отнял у Навального право баллотироваться. Теперь — до повторного приговора, если он будет обвинительным — это право у оппозиционера снова появилось, и политик уже [объявил](https://www.novayagazeta.ru/news/2016/12/13/127409-navalnyy-zayavil-o-namerenii-prinyat-uchastie-v-prezidentskih-vyborah), что выдвинется в президенты на ближайших выборах.
Следующее заседание назначено на четверг, 19 января.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»