Комментарий · Политика

Двигаясь «по любому сценарию»

Почему отношения России и США могут не выйти из традиционного цикла

Фото: РИА Новости
Трамп и Путин, видимо, хотят нормализовать российско-американские отношения, однако смогут ли они продвинуться дальше обсуждения традиционного набора проблем? В течение нескольких десятилетий мы наблюдали повторяющийся цикл, в котором с приходом новой администрации в США наблюдается кратковременное улучшение, но затем начинается новый кризис. Сегодня существует угроза повторения этого сценария — в том случае, если отношения не улучшатся так быстро, как того ожидает Трамп.
Влияние личностей на двусторонние связи между странами — даже на уровне президентов — легко преувеличить. За последние 25 лет мы много раз наблюдали резкие переходы от сотрудничества к конфликту и обратно — от партнерства после окончания холодной войны к разногласиям по поводу расширения НАТО, возобновлению сотрудничества после 11 сентября 2001 года и столкновениям по поводу влияния в бывших советских республиках.
Однако Путин и Трамп могут оказать большее влияние на двусторонние отношения, чем предыдущие лидеры. Несмотря ни на что, Путин является прагматичным лидером, который шел на компромисс с Вашингтоном для достижения российских национальных интересов, как он их понимает. Во время первых лет своего президентства он сотрудничал с США по вопросам борьбы с терроризмом, преступностью. Когда он не соглашался с Вашингтоном, например, по вопросу выхода США из соглашения по противоракетной обороне, его позиция оставалась умеренной. В будущем он может пойти на компромисс по Украине и другим вопросам ради лучших отношений с США. Популярность Путина, слабость оппозиции, административные ресурсы Кремля дают ему большую свободу действий во внешней политике по сравнению с его коллегой в США.
Трамп говорит о том, что он намерен снизить чис­ло разногласий с Россией, с тем чтобы Москва и Вашингтон могли восстановить взаимное доверие и сотрудничать по поводу общих угроз. Он описывает Путина как партнера, а не проблему. Во время президентской кампании Трамп говорил о том, что он мог бы поддержать сирийское правительство и российское военное вмешательство в Сирии, признать статус Крыма, не обращать внимания на военные действия различных групп на востоке Украины, отменить санкции, которые несут вред американским экономическим интересам в России. Также Трамп не хотел бы, чтобы Москва поддерживала Пекин в его спорах с США. Москва ожидает, что Трамп будет следовать традициям президентов-реалистов Ричарда Никсона и Джорджа Буша-ст., которые акцентировали свое внимание исключительно на внешней политике и старались не вмешиваться во внутренние дела других стран.
Расширение энергетического сотрудничества может несколько стабилизировать российско-американские отношения, которые в основном вращаются вокруг сложного наследия холодной войны — контроль над вооружениями, региональные сферы влияния и др. По сравнению с американо-китайскими отношениями связи между США и РФ в экономической и гуманитарной сферах крайне неразвиты, учитывая размер экономик и населения двух стран. В результате между нами нет стабилизирующего фактора, и отношения зависят исключительно от политического контекста.
Перед уходом администрация Обамы приняла ряд санкций в ответ на предполагаемое вмешательство Кремля в выборы в США. Трампу понадобится определенное время, чтобы отменить или ослабить эти меры, причем он встретит серьезное противостояние со стороны конгресса и СМИ, если он попытается сделать это. При Обаме республиканцам удавалось затормозить некоторые инициативы, которые воспринимались как чрезмерно дружественные по отношению к России.
Во время слушаний в сенате, 11 января, Рекс Тиллерсон, кандидат на пост госсекретаря, отметил, что санкции являются важным инструментом внешней политики. В отношении России он сказал, что ситуация «может пойти по любому сценарию», иными словами, санкции могут быть как отменены, так и, наоборот, ужесточены, в зависимости от того, выполнит ли Кремль минские соглашения.
Ричард Вейс, директор Центра военного и политического анализа Института Хадсона (США), Сергей Костяев, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.