В ночь на 9 января, получая награду за вклад в кинематограф, актриса выступила с критикой в адрес Дональда Трампа. Не называя имени избранного президента США, она описала случай, когда миллиардер спародировал журналиста с инвалидностью. Речь о репортере New York Times Серже Ковальски.
Вместо того чтобы благодарить мужа, четверых детей и провидение за карьеру, увенчанную славой, тремя «Оскарами» и прочими бессчетными наградами, актриса говорила о самом важном. О том, что больше всего сегодня волнует. Она вспомнила разбивший ей сердце эпизод с участием будущего президента. Эпизод этот она назвала своего рода «актерской работой, достаточной эффективной, добившейся поставленных целей и даже заставившей целевую аудиторию смеяться и показать свои зубы». «У меня до сих пор не выходит это из головы, потому что это не было кино. Это была реальная жизнь.
«Золотой глобус» — премия Голливудской ассоциации иностранной прессы, то есть вручаемая иностранными журналистами, аккредитованными в США. Через них, выходцев со всех концов света, актриса сорванным от напряжения голосом обращалась к современникам. К залу, в котором сидели голливудские звезды, тоже выходцы со всего света. Говорила о главной инфекции, охватывающей все большее число людей: о легализованном инстинкте унижать того, кто слабее, бесправней. Того, кто ниже по статусу, состоянию, кто не располагает властью и не может ответить. Об инстинкте, проникающим в жизнь каждого из нас, «поощряемом кем-то с публичной платформы, кем-то влиятельным…»
То есть о власти, которая сегодня становится синонимом «жестокости» и «неуважения». И потом «жестокость» и неуважение» бумерангами летают между людьми и странами, «просачиваясь в жизнь каждого. Когда влиятельные мира сего используют свою власть, чтобы запугивать других, мы все оказываемся в проигрыше.
Фабрика грез и ее бальные церемонии нередко становятся площадками для серьезных политических высказываний и акций. В 1973-м вышедшая на сцену вместо Марлона Брандо («Оскар» за роль в «Крестном отце») активистка движения за права индейцев выразила протест против высокомерного отношения киноиндустрии к коренному населению Америки. Вспоминается речь против войны в Ираке Майкла Мура. Шон Пенн призывал американцев уважать права секс-меньшинств. В прошлом году Леонардо Ди Каприо говорил о неуемной жадности политиков и неконтролируемом самоубийственном загрязнении природы. Голливуд всегда отличался не только политизированностью, но и симпатиями к демократам.
Однако слова Мерил Стрип не про политику. Они о том, что делает нас людьми, о чеховском «берегите в себе человека». О важнейшей привилегии, чести и задаче искусства: сопереживании другому.
Вне этой ответственной привилегии не может быть ни художника, ни человека. Иначе и происходит то, что мы видим ежедневно в телевизоре: глубинное расхождение между словами и делами. Еще и поэтому Мерил Стрип призвала своих коллег и ассоциацию «Золотой глобус» поддержать прессу, как единственно способную отстаивать правду.
Мерил Стрип, названная критиками «Лучшей актрисой всех времен и народов», умеет говорить от «первого лица». В драме «Крамер против Крамера» текст ее героини (в зале суда) был сочинен самой актрисой — сценарный вариант показался ей слишком банальным, дежурным. И ее «глобусовский» спич многих задел за живое. Дональд Трамп не замедлил обвинить трижды оскароносную легенду мирового кино в предвзятости, заодно назвав ее «одной из самых переоцененных актрис в Голливуде, прихвостнем Хиллари, с треском проигравшей ему, Трампу». Своим комментарием вновь избранный президент ярко подтвердил все сказанное «либеральной киношницей». Заодно продемонстрировав, до какой степени он не в теме. Ведь один из главных постулатов жизни Мерил Стрип: «Вы не должны быть известными. Вы просто должны сделать так, чтобы ваши отец и мать гордились вами».
А что касается прессы: да, правда, очень нужна «честная пресса, которая заставляла бы власть отчитываться за свои действия и вызывала бы ее на ковер за каждый проступок». Причем не только Америке.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»