Вокруг московского отделения «Яблока» развернулся скандал: Максим Кац в открытую ведет кампанию по смещению главы московского отделения Сергея Митрохина. Последний называет массовую запись в партию сторонников Каца рейдерским захватом. «Рейдеры-кацисты» объяснили «Новой» свою мотивацию участвовать в партийной политике.
Московское «Яблоко» обрабатывает мощный поток заявлений от граждан, желающих стать новыми членами партии. После выборов в Думу глава штаба Дмитрия Гудкова, муниципальный депутат московского Щукино Максим Кац вступил в «Яблоко», от которого и выдвигался Гудков. Чуть позже открыто объявил: партию решил менять изнутри, для этого собирается стать главой московского отделения вместо переизбранного в прошлом году Сергея Митрохина. Кац призвал своих сторонников вступать в «Яблоко», чтобы получить в отделении большинство и сменить власть.
В московском «Яблоке» сейчас 399 членов, Кацу пока удалось мобилизовать 321 человека (большая часть уже подали заявления, некоторые только готовятся). «Сейчас московское «Яблоко» пытается играть роль бескомпромиссных городских оппозиционеров, борющихся с Собяниным, — пишет Кац в ЖЖ. — Если я займу пост руководителя московского отделения, это изменится, мы не будем искать поводы ругать власть, мы будем формировать нужную нам политику в каждой из сфер городской жизни, собирать вокруг московского «Яблока» экспертов и лучшие практики».
«Кац говорит, что мы слишком оппозиционны, надо побольше диалогов с властью, — сказал Митрохин корреспонденту «Новой». — Сегодня идет лобовое столкновение с беспредельщиками, наши люди сейчас спасают граждан на Торфянке, а он нам подсовывает другие цели — давайте книжки переводить и лекции читать. Защита прав граждан в его платформе не обозначена. Причем момент (для критики. — Ред.) он интересно выбрал — когда московское «Яблоко» получило наибольший процент среди отделений по стране. Складывается впечатление, что он не хочет, чтобы у «Яблока» был высокий процент».
Митрохин не ответил однозначно, примет ли московское отделение сторонников Каца: «Мы с ними беседуем, отделяем зерна от плевел. Если видим, что человек несамостоятельный, что его мотивация — не наша деятельность, а указание Максима Каца, то мы таких людей не будем принимать. Мы их между собой называем «хунвейбинами», они это делают в порядке рейдерского захвата по приказу господина Каца. Но далеко не все из пришедших такие».
«Партия — это не собственность ее нынешних руководителей и даже не собственность ее членов, — возражает Кац. — Мало того, насколько я помню, именно к таким действиям «Яблоко» и призывало при разговорах об объединении: вступайте к нам и будем работать. Ну вот мы и вступаем».
Кто приходит с Кацем
«Я не бот, я программист», — говорит Александр Тюпин, подавший заявление в «Яблоко». Протесты 2011 года он пропустил, а сейчас появилось время на общественную деятельность. Сначала он только читал (блог Каца, отчеты из штаба Навального), потом пожертвовал деньги кампании Гудкова и, наконец, решил откликнуться на призыв и вступить в партию. «Я думаю, это партия с правильными взглядами и ужасно неэффективным менеджментом. Мне нравится стиль управления Максима — у него все предложения подкреплены какими-то цифрами. Есть четкое понимание, что и зачем надо сделать, есть KPI. Это стандартная практика в бизнесе, но в политике такого до смешного мало».
Участия в партийной «текучке» Александр надеется избежать — зато готов оплачивать кампанию паре кандидатов в муниципальные депутаты или разработать полезное для партии программное обеспечение (вроде софта, который позволял кампании Гудкова быстро обзванивать много людей).
«А какие планы у партии на меня — загадка, — добавляет он. — Меньше всего мне хотелось бы сидеть на бессмысленных заседаниях и мерзнуть в бессмысленных пикетах».
Александр Тобенгауз — учитель математики и член участковой избирательной комиссии, тоже заинтересовался политикой с 2011 года. «Участвовать хочется в ярких и хорошо организованных избирательных кампаниях, а для этого нужны яркие кандидаты, которых «Яблоку» сейчас не хватает, — говорит он. — По нашему округу, где не было кандидата от «ЕР», в Думу от «Яблока» шел Бабушкин — хороший и довольно известный правозащитник. Но кампания фактически не велась, и он проиграл коммунисту. Для меня поражение Бабушкина стало просто последней каплей. Политическая партия должна прежде всего бороться за представительство в органах власти! Я постараюсь добиться, чтобы эта деятельность стала для партии основной — не лично я, весь «призыв Каца» задуман для этого».
Негостеприимность нынешнего лидера московского отделения его не пугает.
Инвестиционный аналитик Виталий Купеев ходил на Болотную и Сахарова, бегал с сотнями москвичей по бульварам после митинга 6 мая, наблюдал на выборах, в том числе и от «Яблока», и при этом жертвовал деньги на «Городские проекты» Максима Каца. «К «Яблоку» отношусь нейтрально, но больше положительно. Очень понравился их список на выборах и попытка консолидации демократических сил. С Митрохиным я знаком лично — познакомились перед его избирательной кампанией в СВАО. У нас в Алексеевском районе есть сообщество активных жителей, а его штаб хотел взаимодействовать с инициативными группами в районах, но у нас, к сожалению, ничего не получилось, — говорит Виталий. — Большую часть работы он (да и остальные кандидаты от других партий) хотел сделать руками районных активистов. Но может быть, сотрудничество с «Яблоком» получится на муниципальных выборах — у нас есть несколько кандидатов, которых мы надеемся выдвинуть от партии».
Фракция Гончарова
Между тем новых членов партии массово набирает еще и самый молодой член регсовета московского «Яблока», бывший глава московского предвыборного штаба партии Кирилл Гончаров. Ему удалось привлечь больше 80 человек: это люди, работавшие на летних «яблочных» кампаниях, говорит Гончаров, и друзья друзей. Впрочем, ресурс друзей недавно исчерпали и теперь призывают к участию в политике всех молодых людей.
По словам самого Гончарова, он выборами председателя как раз не интересуется: «У меня нет амбиций возглавить организацию, мы сейчас даже этот вопрос на повестку не ставим, потому что выборы только через полтора года». Новых людей он ищет именно для участия в муниципальных выборах в сентябре будущего года. Для регистрации на выборы мэра Москвы кандидатам нужно пройти «муниципальный фильтр» — собрать 110 подписей муниципальных депутатов, так что «Яблоку» свои люди в районных собраниях нужны еще и стратегически — а из 399 членов московского отделения, добавляет он, активны только человек 50.
Действительно, признает Гончаров, в московском «Яблоке» есть системные проблемы, которые есть во всех партиях, и их хотелось бы решать, но менее радикальными методами, чем предлагает Кац: «А если люди пойдут в партию, это всем пойдет на пользу. Нам всем надо объединяться, дружить и сотрудничать, но не ради смены председателей, а ради каких-то больших целей».
Комментарий
Игорь Яковлев
пресс-секретарь «Яблока»
— Федеральное руководство никак в ситуацию не вмешивается, потому что пока предмета для вмешательства нет: идет естественный процесс приема новых членов партии. Это нормально: каждый политик стремится к тому, чтобы в партии развиваться и занимать какие-то посты, для этого рекрутируются сторонники. Другое дело, что новые люди должны быть не только деревянными солдатами Урфина Джюса — они должны разделять политику партии. И вот с этим есть проблемы: насколько я слышал, не все [подавшие заявление о вступлении в партию] понимают, что представляет собой партия «Яблоко», не все знают ее программу, поэтому мы не спешим с приемом новых членов: нет необходимости принимать всех подряд. И заявления о спецоперации по смещению руководства вызывают вопросы, поэтому процесс затягивается. Никаких специальных решений по этому вопросу лидеры партии не принимали, но все следят за ситуацией.
Записала Анна Байдакова,
«Новая»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»