Сюжеты · Политика

Время «Т»

Чего ждут от президентства Трампа

Александр Панов , собкор «Новой», Вашингтон
Фото: EPA/KEVIN HAGEN
Центр политической жизни Америки, да и, пожалуй, всего мира переместился из Белого дома в Башню Трампа в Нью-Йорке. Здесь проходят консультации по формированию новой администрации, сюда звонят мировые лидеры, чтобы поговорить с будущим 45-м президентом США. Далеко не все могут сразу дозвониться. Владимиру Путину это удалось.
Что произойдет в Америке в ближайшее время, не знает никто. Мир теряется в догадках. «Революцией» назвал победу Трампа патриарх американской политики 93-летний Генри Киссинджер.

«Не мой президент»

Противники Трампа говорят о совсем другой революции. Возле зданий, принадлежащих Трампу, продолжаются акции протеста. Как сообщается, учителя истории одной из престижных нью-йоркских частных школ вместо урока повели учеников к Башне Трампа в пикет протестующих. География протестов только расширяется. Литература протестов — составление петиций против избранного президента.
На сайте Change.org идет активный сбор подписей. Самая популярная петиция (почти 4,5 млн подписей) требует, чтобы члены коллегии выборщиков 19 декабря проголосовали за Хиллари Клинтон, вопреки мнению избирателей своих штатов. Отмечается, что Трамп набрал в итоге меньше голосов, чем его соперница, и даже меньше М. Ромни, проигравшего выборы 4 года назад, и Дж. Маккейна — 8 лет назад. Впрочем, никто всерьез не верит в то, что выборщики нарушат традицию. Тем более что Клинтон признала поражение и поздравила победителя.
Еще одна петиция с требованием немедленного импичмента Трампу за гомофобские, расистские, ксенофобские и сексистские взгляды будет направлена в Конгресс. Но обе палаты Конгресса контролируются республиканцами. Почти 100 тысяч американцев подписались под еще одной петицией против Стивена Бэннона, назначенного старшим советником Белого дома. Бывший глава избирательной кампании Трампа и президент интернет-издания Breitbart News — абсолютно одиозная фигура в глазах американских либералов: он называл феминисток «стаей уток» и говорил, что не хочет, чтобы его дети учились в школе, где рядом за партами сидит «куча евреев».
Студенты, мигранты, активисты женских, экологических и прочих общественных организаций, составляющие ядро уличных протестов, выступили с идеей проведения всеобщей забастовки в день инаугурации, 20 января 2017 года.

Формирование команды

Основные американские СМИ не собираются менять критический тон в отношении президента. Трамп написал в своем твиттере, что процесс передачи власти проходит «очень плавно». Однако американские газеты сообщают о больших проблемах, с которыми столкнулись участники переговоров за закрытыми дверями в Башне Трампа.
Губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи, который первоначально возглавил переходную команду Трампа, уступил место вице-президенту Майку Пенсу. Несмотря на то что губернатор Нью-Джерси Кристи — участник нынешних выборов на самой ранней стадии и один из первых представителей республиканского истеблишмента, поддержавших кандидатуру Трампа, его и близких ему политиков из команды убрали. Как пишут газеты, причиной может быть… месть.
В прошлом федеральный прокурор К. Кристи посадил в тюрьму отца Джареда Кушнера — зятя Трампа, женатого на его дочери Иванке. В 2005 году будущий сват Трампа Чарльз Кушнер, сын белорусских партизан, получил два года тюремного срока за неуплату налогов. Как отмечает газета «Нью-Йорк таймс», еще два члена переходной команды были уволены из-за своих связей с губернатором Кристи. Майк Роджерс, бывший конгрессмен из Мичигана, которому прочили пост главы ЦРУ, и Мэттью Фриман — влиятельный лоббист, консультант корпораций и иностранных правительств, стали жертвами «кадровой чистки», инициированной зятем Трампа.
Бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, которого называли кандидатом на пост министра юстиции, не прочь возглавить Государственный департамент. Но, как отмечает источник, знакомый с ситуацией, ему может помешать прошлая работа в качестве консультанта иностранных правительств. Созданная в 2001 году фирма Giuliani Partners помогала находить бизнес-контакты в Америке правительствам Катара, Саудовской Аравии и даже Венесуэлы.
Еще один кандидат на пост госсекретаря — бывший посол в ООН Джон Болтон. И здесь есть серьезная неувязка: Трамп всю кампанию позиционировал себя противником войны в Ираке, а Джон Болтон был одним из самых убежденных сторонников вторжения в Ирак. В интервью телеканалу «Фокс-Ньюс», комментируя телефонный разговор Трампа с Путиным, Болтон заявил: «Полагаю, Трамп станет сильным лидером, и, на мой взгляд, это окажет серьезное воздействие на Путина в двух аспектах. Во-первых, заставит Путина больше сомневаться по поводу того, стоит ли пытаться расширять российское влияние. Во-вторых, (это, возможно, покажется парадоксальным) сделает Путина более склонным к сотрудничеству, поскольку он будет считать, что если он заключит сделку с еще одним сильным лидером, то они оба будут выполнять ее условия».
Ньют Гингрич — бывший спикер Палаты представителей (третье лицо в государстве) рассматривается как кандидат на посты госсекретаря или министра здравоохранения и людских ресурсов — тоже ключевой пост в администрации Трампа. Тому, кто его займет, предстоит ревизия «обамакэр»-реформы здравоохранения, как считается, главного результата 8 лет президентства Барака Обамы.
На пост генерального прокурора — министра юстиции претендуют уже упоминавшиеся губернатор Кристи, сенатор Сешнс, а также генеральный прокурор Флориды Пэм Бонди. Она отказалась в свое время проводить расследование скандала вокруг Университета Трампа и получила от миллиардера подарок в 25 тысяч долларов. Налоговая служба сочла этот дар «неправомерным», и Трампу пришлось платить за него штраф в $2,500. 45-й президент, как известно, обещал посадить в тюрьму Клинтон, будущему генпрокурору предстоит инициировать уголовное преследование. Если президент не изменит своего мнения — такое с ним случается.

И снова «броманс»

Выборы прошли, но Россия, сыгравшая на них заметную роль, и после победы Трампа остается одной из главных тем американских СМИ. После телефонного разговора с Путиным, в котором собеседники, как сообщается, выразили готовность улучшать отношения, американские политики просят Трампа не торопиться.
Сенатор Джон Маккейн, глава комитета по делам вооруженных, сил призвал Трампа и его будущую внешнеполитическую команду не попасть под влияние российского президента. «Последняя попытка администрации Обамы перезагрузить отношения с Россией завершилась вторжением Путина на Украину и военной интервенцией на Ближнем Востоке», — пишет сенатор. У Маккейна к Путину целый список обвинений: будущему президенту США не нужно искать более примирительный язык в общении с «бывшим агентом КГБ, который погрузил свою страну в тиранию, ликвидировал политических оппонентов, напал на соседние страны, угрожал союзникам Америки и пытался подорвать американские выборы».
Бывшие чиновники администрации Буша Эрик Эделман (заместитель министра обороны) и Дэвид Крамер в статье «Как победа Трампа может дать России еще один выигрыш» для издания Politico вспоминают о «российском следе» в команде Трампа. В 2008 году на конференции девелоперов, как сообщалось, сын Трампа (тоже Дональд) заявил о потоках денег из России, «вливающихся» в их семейный строительный бизнес. Бывший советник Трампа Пол Манафорт работал на президента Януковича и был связан с российским бизнесом, другой советник, Картер Пейдж, выступал в июле на конференции в Москве и критиковал политику администрации Обамы в отношении России. Все эти люди, связанные с новым президентом, отмечают авторы, выступают за снятие санкций, в то время когда ряд европейских стран также поднимают этот вопрос: Италия, Венгрия, Словакия, Греция, Кипр. «Еще даже не въехав в резиденцию по адресу: 1600 Пенсильвания-авеню (Белый дом.А.П.) и не получив полномочий по снятию санкций, Трамп способен произвести кардинальные изменения в политике по отношению к Кремлю», — отмечается в материале Politico. Авторы напоминают высказывание еще одного советника Трампа — Ньюта Гингрича, назвавшего Эстонию «пригородом Санкт-Петербурга». Гингрич сказал, что в случае повторения Россией «украинского сценария» он не уверен, что «готов пойти на риск ядерной войны ради некого места в окрестностях Санкт-Петербурга». Неужели возвращаются времена политики «больших держав», которые делят сферы влияния на малые государства? Состоится ли новая Ялта? Ответ зависит от политики новой администрации США.
Дональд Трамп пока осторожен. Поговорив по телефону с Путиным (что вызвало море комментариев по всему миру), на следующий день он пообщался и с Порошенко, выслушал позицию Украины. Обещал встретиться и с тем и с другим.