Репортажи · Политика

«Пусть вернут людям все!»

Кто и зачем имитирует в Киеве новый Майдан

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
Фото: EPA/SERGEY DOLZHENKO
— Доллар по восемь! Евро по одиннадцать!
Милая седая женщина требует это с уверенностью Кристин Лагард. И пританцовывает под музыку в толпе, которая собралась у здания Национального банка Украины. Никто, никогда, никакими аргументами не убедит милую седую женщину в том, что она может ошибаться не только в оценках реального курса гривны, но и в других вопросах:
— Пусть вернут людям все, гады!
Пенсионерки согласно помахивают одинаковыми новенькими флагами оранжевого цвета, опознавательными знаками обманутых вкладчиков банка «Михайловский». За их спинами другие поденщики держат флаги партии, чье название скорее напоминает тост: «За життя!» («За жизнь!»). Экс-бизнесмен и в прошлом депутат Оппоблока открыл собственный политический проект. Он же и музыку заказывает. Украинскую, бодрую, без намека на советский ренессанс, то есть не так, как его коллеги практиковали при Януковиче.
А вот гуськом потянулись на отведенную точку новые зеленые. Старший группы то и дело оборачивается, пересчитывая, на месте ли «подшефные». Зеленые, как трава, знамена с проклятием лопнувшему банку «Финансы и кредит» дополняют приличного качества футболки, натянутые прямо поверх курток и пуховиков. На футболках, изготовленных под заказ, — портрет обидчика, владельца банка, олигарха Константина Жеваго, члена парламента. Жеваго сознательно довел до банкротства «Финансы и кредит» и, как утверждают в Генпрокуратуре, вывел капиталы в офшор.
Старший следит еще и за тем, чтобы никто досрочно не покинул акцию, не сдав «спецодежды». Хотя, думаю, таскать дома майку с лицом Жеваго — сомнительное удовольствие для пострадавших.

Туалеты как барометр

«Революция еще будет!» — обещание на даме-бутерброде. Она позирует немецкоязычному телеканалу. Коллега, скорей всего, не работал в Киеве три года назад, не пробирался сюда, на улицу Институтскую, через баррикады, костры, пули снайперов. Поэтому не чувствует разницы. Рукой в перчатке обводит пространство и возбужденно комментирует происходящее на камеру, часто произнося слова «Майдан» и «Тимошенко». Юлия Тимошенко — защитница со стажем всех обманутых вкладчиков, особенно перед выборами. В нынешних протестах ее политическая сила черпает надежду.
Часть Институтской в районе правительственного квартала загородили с двух сторон — на входе и выходе — сеткой. Проход — только через рамки-металлоискателей. Но документы и сумки не проверяют. Организаторы написали в заявке: участвовать в протестных акциях намерены 50 тысяч человек. За «банковским Майданом» — «тарифный», против повышения платы за жилищно-коммунальные услуги. Дальше покатит по нарастающей. Пока людей меньше в разы. По крайней мере, очередей у синих кабинок биотуалетов, которые расставлены прямо на проезжей части в раскисшем снегу, я не наблюдала, а это верная народная примета, что полиция не врет, когда говорит о шести тысячах протестующих.
Зато рядом с туалетами чудовищное столпотворение автомобилей, в том числе и с «козырными» номерами. Крещатик полностью перекрыт, не проехать: силовики перестраховались, объявили повышенный уровень террористической угрозы. Возле Рады — митинги, тоже не припарковаться. Здание кабмина на всякий пожарный обнесли по периметру щитами, а свободное пространство занято грузовиками Нацгвардии с надписью «Люди» на брезенте, машинами «Взрывотехническая» и вереницей карет «скорой помощи». Подходы к улице Банковой, где находится администрация президента Украины, заблокированы рядами полицейских.
На таком фоне забавно выглядит магазин «Санахант» на улице Грушевского, суперэлитный бутик, где по традиции одеваются и господа из власти. Охраны не видно. Но над входной дверью вывешен государственный флаг — как оберег, на случай, если мимо проследует колонна возмущенных граждан. А на магазинной парковке томится «Брабус», одинокий, как сирота.

Расчет на месте

Рада, где идет пленарное заседание, оцеплена нацгвардейцами в бронежилетах.
— …Люди, слушайте! Только что внесли на рассмотрение законопроект о финансовых услугах! Можно будет забирать у должников имущество без суда и следствия! — звучит возглас из мегафона.
Но люди на улице не проявляют агрессии. Многие вообще с любопытством осматриваются по сторонам, фотографируют друг друга на фоне знаменитого здания с куполом. Сумки, из которых выглядывают термосы и батоны, полиэтиленовые кульки, клетчатые торбы сложены под стеной здания, где находятся парламентские комитеты, и говорят о том, что владельцы — не киевляне, доставлены сюда централизованно.
На моих глазах происходит смена караула у транспаранта «Мирна хода» («Мирное шествие»), развернутого на ширину дороги. Группу мужчин и женщин со стандартными флагами «Досить! Час діяти!» («Хватит! Время действовать!») зовут в кафе неподалеку. Через минут пять те, кто отработал и уже, видимо, получил расчет, уходят из кафе прямиком к метро. Им в спины продолжает греметь из динамика перечень преступлений партии «Народный фронт». Запись прокручивают нон-стоп.
Краткое содержание: экс-премьер Яценюк — ширма для коррупции, глава комитета Рады по вопросам безопасности и обороны Пашинский — руководил расстрелами на Майдане, шеф МВД Аваков крышует бизнесы и не платит налоги, министр юстиции Петренко тоже коррупционер. Президента Порошенко публичной анафеме не предают. Атмосферу нельзя назвать напряженной или тревожной.
Эти слова хочется забрать назад, как только сворачиваю на Шелковичную. Парни в линялом камуфляже наматывают на предплечья сине-желтый скотч, метки, характерные для той поры Майдана, когда начались уличные бои. Запах алкоголя. Отчетливый мат как реакция на вопрос, кто они — дембеля из АТО? Рядом кучкуются подростки в спортивных штанах, с делано безразличными лицами еще не забытых «титушек»…
СБУ сообщала, что располагает разведданными о плане, который сочинили в Кремле, чтобы расшатать обстановку, сорвать безвизовый режим между Украиной и ЕС и устроить досрочные парламентские, а затем и президентские выборы. Начнут как бы с «выбивания» у государства сгоревших банковских вкладов… Спецслужбам поверили лишь отчасти: реваншистов и на месте хватает. И власть не настолько безупречна, чтобы молчать и не критиковать ее, «а то Путин нападет!». Но риск, что в воюющей стране любая акция протеста способна потерять мирный характер, существует. Столько оружия на руках! Столько тех, кто на сорванных нервах готов его применить!
14 ноября, как раз накануне тревожных дней, подала в отставку руководитель национальной полиции Хатия Деканоидзе. В заявлении для прессы, ровным тоном зачитанном с листа, эмоция прорвалась лишь раз. Когда, пристукнув ребром ладони по столу, Деканоидзе произнесла: «Никто, слышите, никто, начиная с рядовых полицейских до начальников департаментов, не сможет обвинить меня в том, что я отдавала преступные приказы!» Хатия, помня уроки Грузии, отказывалась от возможной перспективы подавления силой уличных выступлений в Киеве.
Тем временем Рада, взятая в осаду, с подачи Петра Порошенко приняла-таки закон, который защитит обманутых вкладчиков. Эксперты назвали закон популистским. Митингующие — первой победой. И стали расходиться.
Новость, что один из старейших депутатов, сын командующего УПА Юрий Шухевич, собирался, якобы по согласованию с Юлией Тимошенко, выйти на трибуну с призывом к импичменту действующему президенту, их уже не интересовала.