Россия отказалась от ратификации Римского статута Международного уголовного суда в Гааге, которую ждали 16 лет. За два дня до этого офис прокурора МУС опубликовал отчет о предварительном расследовании событий на Украине. Документ констатирует существование вооруженного конфликта между Россией и Украиной и фиксирует многочисленные преступления, совершенные в Крыму и на востоке Украины с конца февраля 2014 года. Если бы Россия признавала юрисдикцию Международного суда, после окончания расследования россиянам могли предъявить обвинения. Но теперь это невозможно.
Офис прокурора Международного уголовного суда в Гааге 14 ноября опубликовал материалы предварительного расследования по событиям на Украине с 21 ноября 2013. Проанализировав события на Майдане, в Крыму и на востоке Украины, прокурор приходит к выводу, что «ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией».
Это первый раз, когда международная юридическая инстанция трактует события на Украине как военное столкновение между двумя государствами.
Через два дня, 16 ноября, Владимир Путин подписал распоряжение «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда».
Документ
Это решение прокомментировал российский МИД: «К сожалению, Суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия», — гласит заявление на сайте МИДа. Особо в документе отмечается недовольство России по поводу расследования МУС событий в Южной Осетии в августе 2008 года и замечание, что африканские страны уже выходят из Римского статута.
Под юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) подпадают преступления, совершенные на территории стран-участниц Римского статута, учредившего МУС в 1998 году, либо их гражданами.
Россия подписала статут в 2000 году, но так и не ратифицировала его. Украина сделал заявление о разовом признании юрисдикции МУС с 21 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года, а в 2015 году продлила это положение на неопределенный срок, поэтому потенциально под юрисдикцию МУС могут подпадать любые лица, участвовавшие в событиях на Украине с обеих сторон.
Дмитрий Матвеев, директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений РАНХиГС, считает, что после отказа от ратификации МУС не может вести в отношении России никаких расследований.
«Если государство подписывает статут и дальше идет период ожидания ратификации, то даже в период ожидания в отношении этого государства могут предприниматься какие-то действия. Как в случае ЮКОСа признали Энергетическую хартию применимой, хотя она еще не была ратифицирована. Но с сегодняшнего дня понятно, что Россия не будет ратифицировать статут, поэтому никаких последствий этого расследования для России не будет», — говорит Матвеев.
В чем суть документа, опубликованного на сайте Международного уголовного суда? Сам по себе он не является судебным актом и не выдвигает обвинений. Но, проведя предварительное расследование, прокурор может обратиться в палату предварительного производства, состоящую из трех судей, и получить санкцию на открытие официального расследования.
Если в процессе конкретным людям будут предъявлены обвинения в военных преступлениях или преступлениях против человечности, прокурор сможет сделать запрос на их экстрадицию, чтобы они предстали перед судом.
По словам адвоката Каринны Москаленко, трудно представить, что МУС теперь сможет предъявить какие-либо обвинения россиянам. До сегодняшнего дня Россия и ее граждане находились в переходном состоянии: «В таком случае юрисдикции формально нет, но конвенция о праве международных договоров звучит так, что если мы уже подписали конвенцию, то мы ее признаем и уже находимся в зоне ее действия, — замечает Москаленко. — В ситуации с Южной Осетией представители МУС заявили, что если конфликт происходит между двумя странами, одна из которых признает его юрисдикцию, а другая нет, то такое дело может рассматриваться в Суде. По-видимому, российские власти почувствовали возможность негативного результата и поспешили такой шаг (отказ от ратификации — А.Б.) совершить», — говорит адвокат.
Согласно предварительному расследованию, на территории Украины совершалось множество преступлений и массово нарушались права человека. Среди этих преступлений, например, притеснения крымских татар: после присоединения Крыма около 19 тысяч человек в регионе стали вынужденными переселенцами, большая часть которых — крымские татары. Они подвергались похищениям: всего с марта 2014 года, по данным прокурора, в Крыму пропало как минимум десять человек.
Кроме того, на полуострове зафиксированы жестокое обращение с арестованными, незаконные аресты, принуждение к военной службе.
«Поступили сообщения о переезде ряда молодых людей на основную часть Украины с целью избежания принудительного призыва в армию де-факто органами власти», — гласит документ.
Что касается восточной Украины, прокурор предполагает такие преступления, как массовые убийства, разрушение гражданских объектов, незаконные аресты, похищения, пытки, сексуальное насилие.
Там, по мнению прокурора, можно говорить о наличии одновременно вооруженного конфликта немеждународного характера между армией Украины и повстанцами, а также, в отдельных случаях, столкновений между Россией и Украиной (вооруженные обстрелы территорий двух государств, аресты Украиной российских военнослужащих и наоборот).
Офис прокурора проверяет заявления о том, что Россия осуществляла полный контроль над вооруженными формированиями в восточной Украине, что потенциально может привести к выводу о квалификации вооруженного конфликта как международного в целом (между Россией и Украиной).
В любом случае, процесс — от предварительного расследования до предъявления обвинения и выдачи ордеров на арест — может занять годы. Основной эффект отчета, который выпустил офис прокурора — это юридическое признание последним вооруженного конфликта между Россией и Украиной в Крыму и — потенциально — на востоке Украины.
В докладе не затрагиваются события в других частях Украины, кроме Крыма и восточных областей, но в будущем могут быть сформулированы обвинения и по событиям на Майдане, гласит доклад: «Канцелярией прокурора установлено, что, хотя акты насилия, предположительно совершенные органами власти Украины между 30 ноября 2013 г. и 20 февраля 2014 г., могли бы рассматриваться как "нападение на представителей мирного населения" в соответствии со статьей 7(2)(а) Статута, имеющиеся сведения не представляют собой достаточное основание предполагать, что нападения были систематическими и широко распространенными в соответствии с условиями статьи 7 Статута. Тем не менее, Канцелярией прокурора отмечено, что в рамках событий на Майдане Независимости имели место случаи серьезного нарушения прав человека, и выражается готовность пересмотреть предварительный анализ в свете каких-либо новых сведений».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»