Комментарий · Политика

Грузинский капкан для Порошенко

Что означает для Украины отставка Михаила Саакашвили

Андрей Капустин , для «Новой», Украина
Фото: EPA/ANDRZEJ GRYGIEL
Отставка Михаила Саакашвили с поста губернатора Одесской области стала последней серией в сериале «Романтика Евромайдана» сезонов 2014-2016. Что предложат сценаристы далее — пока неясно. Ведь съемочная площадка одна, а сценаристов много.
В любом случае заявлению экс-президента Грузии об отставке довольны все.
В первую очередь, это касается представителей политического истеблишмента во главе с Петром Порошенко, которым Саакашвили своими бесконечными антикоррупционно-реформаторскими новациями и заявлениями уже давно торчал поперек горла.
И, понимая, что «простое увольнение» столь знаковой (в том числе и международном плане) фигуры может вызвать резко негативную реакцию как в Брюсселе, так и в Вашингтоне, где отношение к украинской властной команде давно уже далеко от благостного, в Киеве решили действовать тихой сапой. То есть, максимально, но в рамках закона и с помощью бюрократических проволочек сводить на нет все реформаторские начинания неудобного губернатора.
Это касается и задержек финансирования для строительства трассы Одесса-Рени. И закрытия Центра обслуживания граждан, созданного по грузинской модели, что стало возможно после принятия лоббистского закона о предоставлении услуг, запущенного членами президентской фракции и, несмотря на призывы Саакашвили наложить президентское вето, подписанный Порошенко. И даже сноса в последние числа октября исторического здания в Аркадии — дачи Докса вопреки позиции губернатора, проигнорированной городскими властями. Кстати, то, что Одессой по-прежнему руководит фигурант Панамского скандала мэр Геннадий Труханов, у которого обнаружились не только бизнес в оффшорах, но и российское гражданство — это тоже из тактики «тихой сапы». Поскольку Саакашвили не единожды заявлял и об оффшорах, и о связях Труханова с криминалитетом, но на судьбе мэра это никак не отразилось.
Не забыл Саакашвили упомянуть одесского мэра и в своем выступлении 7 ноября, когда он, анонсируя свою отставку, обвинил в связях с криминалитетом уже и Петра Порошенко:
«…Реально в Одесской области президент поддерживает два клана: это клан бандитский, криминальный клан из убийц 90-х Труханова, и это измаильский коррупционный клан Уманского... Реально всю власть в области дали этим двум и еще их союзникам-сепаратистам из «Нашего края» Антона Киссе. И это происходит абсолютно открыто. И Одесскую область сдают не только коррупционерам, сдают врагам Украины...»
Нужен ли Порошенко в его команде такой игрок? — Маловероятно.
Правда, лобовую атаку на главу государства Саакашвили предпринял впервые. До этого тема Порошенко, невзирая на череду скандалов, была для лидера «Революции роз» табуирована. Мало того, за полтора года пребывания в президентской команде Саакашвили открыто и повсеместно поддерживал своего «студенческого друга». Помогая ему избавляться от того же Яценюка или поддерживая, невзирая на репутационные риски, одиозные порошенковские креатуры. Видимо веря в какие-то договоренности и правила игры.
В итоге, 7 ноября он был вынужден констатировать: «Меня так много еще никто в жизни не обманывал. И так цинично». Добавив: «Я хочу всем сказать: мне надоело. И какая разница украинцам, кто будет к ним наплевательски относиться: Порошенко или Янукович? Какая разница для украинцев, кто их будет грабить: Енакиевский (один из «кошельков» Януковича — Юрий Иванющенко —А.К.) или Кононенко (бизнес-партнер Порошенко, депутат Верховной рады —А.К.)? Какая разница, кто будет все себе присваивать: какой-то Ковальчук (администрация Порошенко —А.К.) или Клюев (администрация Януковича —А.К.)? Какая разница для украинцев, для одесситов, когда раньше Гончаренко, Пресман, Кивалов (одесские депутаты ВР, близкие к Януковичу —А.К.) грабили, теперь так грабят уже под новой Администрацией? Так что поменялось для людей?»…
Однако, не меньше властной команды, у которой теперь начинается борьба за один из самых лакомых бизнес-кусков сегодняшней Украины, отставке Саакашвили рада и оппозиция Порошенко. Которая давно строила планы по привлечению Саакашвили к более активной оппозиционной деятельности. Но тот, связанный договорными обязательствами с Порошенко, ограничивался полумерами. Теперь же, если Саакашвили не решит покинуть Украину, путь свободен.
Комментируя заявление Саакашвили об отставке, член инициативной группы по созданию партии «Хвыля» («Волна» —А.К.), народный депутат Наталия Новак не исключила, что Саакашвили может эту партию возглавить. «Я, конечно, это допускаю, заявила Новак, — Собственно, партии нет, есть только инициативная группа по созданию этой партии. Возможно, пойдет процесс ускорения ее создания, в результате которого, действительно, Михаил Саакашвили ее возглавит»...
И если это произойдет, то не исключено, что радость членов команды Порошенко по случаю зачистки власти от Саакашвили, получится несколько омраченной.
Даже, несмотря на то, что президентские политтехнологи приложат максимум усилий для раскрутки антисаакашвилевской кампании в СМИ, отрезав ему самому доступ на подконтрольные телеканалы.
Но, во-первых, в Украине более чем достаточно неподконтрольных президентской администрации телекомпаний, где Саакашвили будет желанным гостем в эфирах.
Во-вторых, около 70 процентов граждан черпают новости из более чем фрондирующего Интернета.
В-третьих, переход информированного о нюансах властного бытия, Саакашвили в оппозицию к Порошенко чреват не только сольными «сеансами разоблачения черной магии».
В числе тех, кто может составить костяк новой партии, называют немало членов команды Саакашвили в его бытность президентом Грузии, которых Порошенко сперва пригласил в Украину делать реформы, оперативно предоставив им украинское гражданство, а потом начал от них избавляться. Как это случилось, скажем, с экс-заместителем генерального прокурора и прокурором Одесской области Давидом Сакварелидзе, который так активно начал реформировать прокуратуру и бороться с коррупцией в высших эшелонах власти, что был уволен со всех постов.
Или главы одесской областной полиции Гиорги Лорткипанидзе, который подал в отставку за несколько часов до заявления об отставке самого Саакашвили.
В-четвертых, с учетом политического опыта Саакашвили и наличия в Украине нескольких антипорошенковских фронтов, никто не исключает возможности создания ситуативного союза Саакашвили с наименее одиозными украинскими политиками.
А ведь есть еще и большие международные кабинеты. Куда Саакашвили не только вхож, но и является более желанным гостем, чем его «студенческий друг».
И в итоге Порошенко может оказаться в капкане, который сам невольно на себя и поставил.
Правда, Саакашвили не может стать его конкурентом на президентских выборах, поскольку он не прожил в Украине, как того требует закон, десять лет.
Эта же норма (правда, с чуть меньшим временным лагом) касается и невозможности прохождения Саакашвили в парламент. Зато эта норма никак не мешает ему в случае гипотетического успеха будущей партии идти во власть исполнительную. А в парламентско-президентской республике, коей является Украина, пост премьер-министра во многом более значимый, чем пост президента.
Но пока это лишь варианты одного из сценариев сериала нового политического сезона. Ну, а то, что старт этот пришелся именно на 99-ю годовщину Октябрьского переворота можно считать случайным совпадением. Тем более, что в Украине 7 ноября уже давно является обычным рабочим днем…