Сюжеты · Культура

Константин Райкин: «Кто будет пограничником? И кто — мухтаром?»

Пылкая речь Константина Райкина, произнесенная 24 октября на съезде СТД РФ, оказалась очень резонансной. И не только пылом: Константин Аркадьевич явно очень точно попал в неопределенно-зловещую туманность, кружащую над культурной жизнью России уже несколько лет.
И все вроде бы мелочи… Горсть безумцев выскочила на сцену Художественного театра — и подкинула свиную голову к его дверям. Пара отморозков облила зеленкой Людмилу Улицкую и школьников — победителей конкурса сочинений «Мемориала». Другая пара отморозков повесила куклу с лицом Александра Солженицына у входа в Музей ГУЛАГа. Та же группка товарищей, что лезла на сцену МХАТа, покуражилась в Манеже, на выставке Вадима Сидура. Ну — на 140 млн населения положена горсть таких.
Но с этой горстью вдруг стали явно и неявно совпадать во мнениях люди вроде как образованные. И — не вроде как, а без сомнения властью облеченные. Можно хмыкнуть, когда эксцентрическая личность (вроде «Хирурга»-Залдостанова) изрекает: «А под видом свободы эти Райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю все, чтобы защитить нас от американской демократии».
Труднее смеяться, когда группа деятелей культуры предлагает на встрече с президентом РФ установить «границу» допустимых интерпретаций классики (что вызвало у Райкина совершенно закономерный вопрос: «…устанавливать эту границу? Кто на ней будет пограничником?»
Еще труднее смеяться, когда респектабельный Дмитрий Песков говорит, что «многие постановки и другие произведения искусства финансируются государством, которое при условии бюджетного финансирования имеет право обозначить ту или иную тему данного произведения». (Но ведь государство, кого бы мы под ним ни понимали, не содержит частную оперу Зимина? Оно оперирует деньгами налогоплательщиков. А налогоплательщики РФ-2016 достигли определенного образовательного ценза и заслуживают взрослого, сложного, проблемного разговора культуры с нацией.)
Совсем уж не хочется смеяться, когда понимаешь, что безумные вылазки снизу и жесткие реплики сверху длятся уже несколько лет. Что эти два потока смыкаются. Что если государство захочет быть пограничником на границе нашего разума? Мухтар (и достаточно разъяренный) уже есть, и он наготове.
В общем, речь Константина Райкина попала в важную, общую болевую точку.
В поддержку Райкина выступили директор Эрмитажа академик М.Б. Пиотровский и худрук БДТ им. Товстоногова Андрей Могучий. 31 октября на сайте Театра наций появилось замечательное эссе худрука театра Евгения Миронова: «Объяснять, что «Даная» — не порнография, «Купание красного коня» — не пропаганда гомосексуализма, а «Лолита» — не манифест педофилии? Но это нужно делать в школе. А взрослым людям этого уже не объяснишь… Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не на праздных невежд, ряженых и самозванных блюстителей морали».